Создать PDF Рекомендовать Распечатать

ЭКОНОМИКА ТРАДИЦИОННЫХ ПРОМЫСЛОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Региональная экономика | (124) УЭкС, 6/2019 Прочитано: 71 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Казанцев Александр Евгеньевич
  • Дата публикации:
    28.06.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет»

ЭКОНОМИКА ТРАДИЦИОННЫХ ПРОМЫСЛОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ECONOMY OF TRADITIONAL CRAFTS OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH OF THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG – UGRA: REALITIES AND PROSPECTS

 

Казанцев Александр Евгеньевич

Kazantsev Alexander

Магистрант

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет»

alexander141194@yandex.ru

Аннотация. Проблема экономического развития коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была и остается актуальной в настоящее время для России, которой около 70% территории которой расположено в зоне Севера. В условиях перехода к рыночной экономике коренные народы Севера оказались во многих отношениях в более сложном положении, чем другие народы, проживающие в данном регионе.

Научная статья посвящена вопросам экономики традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Рассматриваетсяихреальнаяситуацияиперспективыразвития.

Abstract. The problem of economic development of the indigenous peoples of the North of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra was and remains relevant today for Russia, which has about 70% of its territory located in the North. With the transition to a market economy, the indigenous peoples of the North have found themselves in many respects in a more difficult situation than other peoples living in the region.

The scientific article is devoted to the economy of traditional crafts of indigenous peoples of the North of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra. Their real situation and prospects of development are considered.

Ключевые слова. коренныенародыСевера, экономика, развитие, Ханты-МансийскийавтономныйокругЮгра, традиционныепромыслы, реальнаяситуация, перспективыразвития.

Keywords. indigenous peoples of the North, economy, development, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra, traditional crafts, the real situation, development prospects.

 

Введение

Исторической родиной коренных малочисленных народов Севера (КМНС) является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (ХМАО Югра) В состав КМНС входятлесные ненцы, ханты и манси, которые составляют более 2,0% от общей численности населения ХМАО – Югры. За последние годы прослеживается активная интеграция культуры и уклада жизни этнических меньшинств с культурой основного населения ХМАО –Югры.

КМНС трудятся в основном на национальных предприятиях и общинах, которые представляют деятельность традиционного хозяйствования и занимающихся традиционными промыслами. Экономика традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры имеет много проблем в области поддержки со стороны государства и нехватки грамотных специалистов в области развития данного направления деятельности.

Основная часть

В ХМАО – Югре преобладают суровые климатические условия, которые наложили отпечаток на внешний облик КМНС, в видеприземистого роста и ярко выраженными монголоидными чертами внешности. КМНС при тесном общении с природой выработали особое восприятие и обострили все органы чувств, что позволяет им без труда ориентироваться в незнакомой местности, распознавать изменения погоды и обнаруживать добычу по следам во время охоты. У КМНС в мыслительном процессе доминирует интуиция.

ХМАО – Югра по сравнению с другими субъектами РФ находится на 10 месте по коэффициенту рождаемости, по коэффициенту естественного прироста населения на 6 месте, а показатели рождаемости превышают показатели смертности населения в 2,6 раза. За 2016-2018 годы на 34,0% снизилась рождаемость и на 42,0% выросла смертность населения КМНС.

Однако у КМНСсуществует проблемы: выживаемости из-за суровых условий жизни (средняя продолжительность жизни КМНС на 10-11 лет ниже, чем по РФ), а также сохранения своих традиций, промыслов, традиционного природопользования, которые характерны для всех КМНС.

Предприятия ХМАО – Югры в экономике РФ составляют около 7,5% промышленного производства и доходов государственного бюджета 15,1%. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 8 место по качеству жизни населения, 7 место по уровню распределения зарплат, 3 место по доступности покупки жилья, 1–6 место по развитию частного партнерства, 4 место по доступности покупки нового автомобиля (рис.1).

img1

Рисунок 1 – Показатели рейтинга ХМАО– Югра

В экономике КМНС развиты традиционные промыслы, как оленеводство, охота и рыболовный промысел, сбор и переработка природных материалов.

У КМНС традиционные промыслы представлены оленеводством, охотой и рыболовным промыслом, сбором и переработой дикоросов и природных материалов (корней, ягод, смол, грибов, бересты, трав). Обрабатывающие производства представлены изготовлением сувенирных изделий, традиционных видов транспорта, переработки пушного, кожаного, мехового сырья и пошив традиционной кожевенно-меховой одежды, головных уборов обуви. Динамика экономически значимых для КМНС видов деятельности за 2012- 2018 годы представлена в таблице 1.

Среди производимого ВРП ХМАО – Югры около 3,0% составляет экономическая деятельность КМНС в области охоты и лесного хозяйства, а традиционные промыслы КМНС составляют 12,0% от общего ВРП ХМАО – Югры.

Таблица 1 - Динамика экономически значимых для КМНС видов деятельности за 2012- 2018 годы

Виды деятельности

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Охота и лесное хозяйство

Россия, % от ВВП

4.2

4.2

4.8

5.1

5.1

5.2

5.2

ХМАО Югра,

% от ВРП

0.3

0.3

0.3

0.2

0.3

0.2

0.15

Рыболовство

Россия, % от ВВП

0.2

0.2

0.2

0.3

0.3

0.3

0.3

ХМАО Югра,

% от ВРП

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0.02

0.02

Обрабатывающие производства

Россия, % от ВВП

17.3

17.2

16.5

17.2

17.3

17.3

17.2

ХМАО Югра,

% от ВРП

1.5

1.7

2.0

2

2

2.1

2.1

Составлено автором на основании статистических данных

За период 2012-2018 года у КМНС в ХМАО– Югре большую часть занимает обрабатывающее производство, потом охота и лесное хозяйство, а меньше всех рыболовство (рис. 2), так как правительство РФ поддерживает финансирование данных промыслов на основании Программы по государственной поддержке КМНС [1], в виде выделения субсидии на лимитируемую продукцию охоты, на обустройство территорий (акваторий), территорий традиционного природопользования, которые предназначены для использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, на развитие северного оленеводства и на заготовку продукции дикоросов.

img2

Рисунок 2 – Динамика экономически значимых для КМНС видов деятельности за 2012- 2018 годы

Субсидия из госбюджета представителям КМНС в ХМАО – Югре выделяется при условии предоставления территории традиционного природопользования, охотничьего угодья, лесного участка, рыбопромыслового участка в целях осуществления традиционного хозяйствования,только 1 раз.

В экономике КМНС ХМАО– Югры сбор дикоросов находится на низком уровне и составляет 2,5% от возможного, что представляет неиспользованные резервы для развития. В ХМАО – Югре более 50 организаций и сообществ занимаются переработкой и сбором дикоросов, и которые приоритетным направлением для реализации собранной и переработанной продукции предпочитают рынок Европы и Азиатский рынок.

ХМАО – Югра занимает территорию площадью 53,4 млн. гектар, из которых 52,9 млн. гектар составляет площадь охотничьих угодий (рис. 3), на которых обитают практически все представители охотничьих птиц и животных (северный олень, лось, рысь, соболь, горностай, куница, колонок, ондатра, выдра, норка, заяц-беляк, лисица красная, белка, росомаха, барсук, медведь, волк, гуси, утки, тетерев, глухарь, рябчик, белая куропатка.

img3

Рисунок 3 – Территория природопользования КМНС ХМАО-Югры

Охота и лесное хозяйство КМНС основано на охоте на диких животных и сборе и реализации лесных ресурсов. Среднегодовые сбор ресурсов без ущерба для окружающей среды в ХМАО – Югре составляют: по малине – 0,2, чернике – 11,5, смородине красной – 1,8, смородине чёрной – 1,7, голубике – 3,8, морошке – 2,5, черёмухе – 0,9,шиповнику – 0,8 и рябине – 0,8 тыс. тонн. Среди ежегодного сбора дикорастущих деревьев: сосновых почек – 14,4, чаги – 247,6, листьев брусники и багульника (3,2 и 0,8) тыс. тонн. Однако, производимое фактическое использование приведенных ресурсов КМНС в ХМАО – Югра составляет ничтожное количество от имеющегося, а сбор и использование грибов, березового сока очень низко. Сбор кедрового ореха составляет 300-500 тонн в год [4].

Охотничьи угодья КМНС ХМАО – Югры освоены лишь на 54,2%, что отражает большой потенциал для развития традиционных промыслов КМНС ХМАО – Югры. Например, в Березовском районе ХМАО – Югры лишь 39,7% охотничьих угодий закреплены за пользователями, а 44,5% находятся в стадии ожидания использования, т.е. свободны (рис. 4).

img4

 

Рисунок 4 - Распределение охотничьих угодий Березовского района на общедоступные и закрепленные

На территории охотничьих угодий обитают дикие животные севера и на территории ХМАО-Югра около 5,0% зарегистрированных охотников, от общего числа населения ХМАО – Югры. Однако динамика освоения выделенных лимитов КМНС охотничьих ресурсов негативная, так освоение лимитов по разным видам охотничьих ресурсов не достигает 26,0%, что указывает на большой потенциал развития охотничьего промысла. Одним из основных условий развития охотничьего промысла в ХМАО – Югре являются многоплановая государственная поддержка и развитая адаптация условий массового производства.

В ХМАО – Югре для КМНС существует значительный резерв рыбохозяйственного фонда водоемов и возможности по изъятию существенной части рыбных ресурсов, однако лов рыбы осуществляется в размере 15-17 тысяч тонн в год [4].

Больше всего в ХМАО – Югре наблюдается рост обрабатывающих производств, данное направление экономики стало приоритетным для экономики региона за счет экономической поддержки из государственного бюджета, с целью поддержания малочисленных народов крайнего севера.

Из-за сложной социально-экономической обстановки, связанной с ослаблением государственного регулирования, продолжает ухудшаться социальное положение КМНС.

В рыночных условиях развитие традиционных промыслов КМНС видится на основе развития предпринимательской деятельности, в развитии которой главную роль играет отсутствие полного воспроизводственного процесса («производство – распределение – обмен – потребление»), составляющего основу ведения бизнеса.

Основные направления развития экономики КМНС ХМАО Югры следующие:

- на основе развития новых предприятий и модернизации существующих проводить расширение производственной деятельности округа;

- усиленное развитие перерабатывающего сектора экономики с формирование полного производственного процесса.

Развитие экономических видов деятельности КМНС ХМАО – Югры возможно проводить с применением моноотраслевых мероприятий по развитию непосредственно рыболовства (оленеводства, звероводства, сбора и переработки дикоросов), и применением комплексных мероприятий:

- в виде доведения продукции до товарного вида;

- применения переработки первичной продукции традиционных отраслей на месте добычи;

- реализации продукции традиционных промыслов с помощью развитых торговых сетей.

Одной из основных проблем нашего поколения является экологическая ситуация, исключение не составляет ХМАО – Югра, где деятельность нефтегазового комплекса оказывает непосредственное влияние на экологию территории ХМАО – Югры, что приводит к снижению численности животных и гибели растительности, а также снижению количества используемых ресурсов из-за просто загрязненности и не возможности его использования для человека, что приводит к уменьшению объемов производства традиционных промыслов и приводит к отсрочке дальнейшего развития традиционных отраслей ХМАО – Югры.

В ХМАО – Югре недостаточно развита возможность КМНС по применению переработки добытого сырья на месте его добычи, что сократило бы производственные расходы на транспортировку сырья для переработки на перерабатывающие предприятия и снизило бы себестоимость производимой продукции. Организация цехов по непосредственной переработке на месте добычи первичной продукции позволит сформировать новые рабочие места для местных жителей, сократить безработицу и повысить рентабельность добычи сырья.

Традиционные промыслы КМНС имеют особенность в сезонности реализации определенной деятельности, поэтому необходимо проводить мероприятия со стороны государства в виде поддержки представителей КМНС из госбюджета и налоговых каникул для вновь открывшихся предприятий по переработке природных ресурсов КМНС.

Создание полного цикла заготовки и переработки сырья в ХМАО – Югре нуждается в реализации произведенной продукции, данное направление в КМНС не достаточно развито, так как КМНС привыкло к государственному укладу экономики, где большинство функций выполняло государственные предприятия, что в сегодняшней реалии невозможно. Поэтому необходимо развивать разветвлённые торговые сети по реализации продукции традиционных промыслов КМНС.

В настоящее время на территории ХМАО – Югры из числа КМНС не достаточно специалистов, которые способны сформировать полный цикл переработки заготавливаемого сырья, однако есть возможность по проведению обучения представителей КМНС в вузах РФ по госпрограммам. Можно воспользоваться большим практическим опытом бизнес-инкубаторов, в основе которого лежит принцип обучения КМНС ведению бизнеса и процессам управления в сфере торговли, что позволит повысить в ХМАО – Югре долю развития традиционных промыслов КМНС, которые оказывают значительную роль в экономике ХМАО – Югры, а также государства РФ.

Заключение

Проблема экономического развития коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была и остается актуальной в настоящее время для РФ. Экономика традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры имеет много проблем в области поддержки со стороны государства и нехватки грамотных специалистов в области развития данного направления деятельности.

Таким образом, сложившаяся ситуация в экономике КМНС ХМАО – Югры является не достаточно эффективно реализованной по использованию природных ресурсов, для изменения ситуации и большего расширения деятельности КМНС ХМАО – Югры необходимо развивать предпринимательскую деятельность в округе на основе введения новых льгот для предпринимателей, привлечения новых специалистов для организации расширения работы по развитию традиционных промыслов КМНС ХМАО – Югры, а также увеличения субсидирования данного направления экономической деятельности из государственного бюджета, так как КМНС являются достоянием РФ.

 

Библиографический список

$11.   Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 15.02.2019 N 44-п, от 05.04.2019 N 112-п)

$12.     Изюмов, И.В., Харамзин, Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных народов севера: теоретические аспекты развития / И.В. Изюмов, Т.Г. Харамзин // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-5. – С. 1024-1027;

$13.     Логинов, В.Г. Социально-экономическая оценка развития природно-ресурсных районов Сибири. / В.Г. Логинов //Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017.- 311 с.

$14.     Харамзин, Т.Г., Хайруллина, Н.Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. / Т.Г. Харамзин, Н.Г. Хайруллина// Спб.: Миралл, 2016.- 200 с.

Bibliographic list

1.The state program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra "Sustainable development of indigenous peoples of the North" (in the edition of resolutions of the Government of KHMAO - Yugra of 15.02.2009 N 44-p, of 05.04.2009 N 112-p)

2.Izyumov, I. V., Karamzin, T. G. the Economics of traditional nature management of indigenous peoples: theoretical aspects of development / I. V. Izyumov, T. G. Karamzin // Fundamental research. – 2015. – № 12-5. – P. 1024-1027;

3.Loginov, V. G. Socio-economic assessment of the development of natural resource areas of Siberia. / V. G. Loginov //Ekaterinburg: Institute of Economics of Uro RAS, 2017.- 311 p.

4.Haramzin, T. G., Khairullina, N. D. Monitoring of social well-being of Ob Ugrians. / T. G. Karamzin, N. G. Khairullina// SPb.: Mirall, 2016.- 200 p.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(121) УЭкС, 3/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516