Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Внешнеторговая деятельность промышленных комплексов и ее роль в формировании имиджа государства.

Экономическая безопасность | (115) УЭкС, 9/2018 Прочитано: 556 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Безпалов Валерий Васильевич
  • Дата публикации:
    13.09.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВПО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова»

Внешнеторговая деятельность промышленных комплексов и ее роль в формировании имиджа государства.

Foreign trade activity of industrial complexes and its role in the formation of the state image.

Безпалов Валерий Васильевич

Bezpalov Valery Vasilyevich

к.э.н., доцент кафедры национальной и региональной экономики,

ФГБОУ ВПО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова»

e-mail: valerib1@yandex.ru

Аннотация: В настоящей статье определена значимость развития промышленных комплексов страны и ее внешнеторговой составляющей в условиях международного финансово-экономического кризиса и санкционных ограничений. На основе анализа общественного мнения и мнения ряда экономистов, обоснована важность проведения исследований по выявлению факторов определяющих внешнеторговый рейтинг государства, как составляющую общего имиджа страны в современных условиях. Определены наиболее объективные( по мнению автора) количественные показатели оценки внешнеторгового рейтинга и способы их изложения, а так же предложены к оценке факторы, способствующие(препятствующие) развитию внешней торговли с расчетом интегрального коэффициента. Отмечена необходимость оценки внешнеторговых рейтингов страны в контексте влияния внешней торговли на национальную безопасность и представлены уравнения годового материального баланса для экспорта и импорта.

Annotation: In this article, the significance of the development of industrial complexes of the country and its foreign trade component in the conditions of the international financial and economic crisis and sanctions restrictions is determined. Based on the analysis of public opinion and the views of a number of economists, the importance of conducting studies on identifying factors determining the foreign trade rating of the state as a component of the country's overall image under modern conditions is substantiated. The most objective (in the author's opinion) quantitative indicators for assessing the foreign trade rating and the methods for their presentation, as well as the factors that contribute to (impede) the development of foreign trade with the calculation of the integral coefficient are proposed. The need to assess the country's foreign trade ratings in the context of the impact of foreign trade on national security was noted and the equations of the annual material balance for exports and imports are presented.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, промышленный комплекс, внешнеторговый рейтинг, имидж государства.

Key words: foreign trade activity, industrial complex, foreign trade rating, state image.

Введение: На фоне международного финансово-экономического и политического кризиса, а так же процессов глобализации, интеграции и кооперации вопросы разработки и реализации новых форм, способов и механизмов развития национальных экономик стоит практически перед каждым государством. Проблемы национальной идентификации в мировом пространстве, защита суверенных прав и свобод в формирующемся многополярном мире выходят на первый план. Продолжающаяся санкционная политика некоторых стран в отношении России и других государств наносит колоссальный ущерб бизнес структурам не только странам, на которые направлены эти ограничения, но и самим инициаторам, а так же негативно отражаются на состоянии национальных экономик и как результат на населении, что влечет за собой недовольство людей выражающееся в проведении различных забастовок, шествий и т.п., прокатившихся в ряде Западноевропейских стран и парализующие целые отрасли промышленности. Катастрофическое падение цен на нефть и как результат резкое падение курса рубля, привело к существенному снижению рейтинга Российской экономики, что проявилось в падении инвестиций , свертыванию инвестиционных проектов, резкому спаду промышленного производства. События, произошедшие в 2013-14 годах и последовавших после них различных финансово-экономических, технологических и других ограничений заставили правительство России в срочном порядке разрабатывать новые методы развития национальной и региональной экономики с отказом от сырьевой модели. Уже в 2013 году Постановлением правительства РФ1224 от 26 декабря была сформулирована задача по ограничению импорта и поддержки отечественных секторов экономики, прежде всего в отраслях, затрагивающих сферу национальной безопасности и в первую очередь военно-промышленный комплекс[1]. В 2014 году была разработана концепция политики импортозамещения, которая была определена распоряжением Правительства РФ от 30.09. 2014 №1936-р «План содействия импортозамещению в промышленности», где предполагалось разработка отраслевых планов, которые были разработаны и утверждены Министерством промышленности и торговли, затрагивающие 20 отраслей с общим количеством проектов 1730[2]. Исходя из сущности понятия импортозамещения, а это, по мнению автора: создание конкурентоспособного отечественного продукта с вовлечением в производственный процесс всех имеющихся ресурсов и способного удовлетворить потребности как на внутреннем, так и внешнем рынке, становится очевидным, что одним из ключевых аспектов развитие национальной экономики в условиях реализации данной политики является внешнеторговая деятельность. Т.е. повышение эффективности реализации проектов промышленных комплексов как на национальном, так и на региональном уровне за счет вывода конкурентоспособных товаров на международные рынки.

1.Обзор литературы: Результаты реализации   отраслевых и региональных программ развития внешней торговли должны иметь методы и механизмы оценки. Одним из критериев такой оценки являются показатели характеризующие имидж государства, региона, характеризующего состояние и тенденции развития внешней торговли на данной территории, а так же всевозможные виды рейтингов, дающие оценку отдельным направлениям, отраслям и секторам экономики данной страны. Ключевой задачей любого правительства в целях развития национальной экономики, является создание механизмов государственного регулирования экономикой страны, направленные на формирование и продвижение позитивного имиджа государства на мировых рынках к которым можно отнести важнейшие характеристики, такие как: внешнеполитическую и внешнеэкономическую составляющую государства; состояние национальной и региональной экономики; имидж власти; уровень коррупции; инвестиционная привлекательность и др.[5,8]. К наиболее распространенным методам, позволяющим формировать и продвигать имиджа страны, можно отнести различные методы коммуникационного менеджмента, полит. технологий, разнообразие способов и механизмов рекламы, public relations и др..

По мнению А.П. Панкрухина, в сознании населения имидж страны формируется на уровне бытовой психологии, т.е. основными моментами для людей являются устоявшиеся характеристики, такие как: некоторые символы, особенности менталитета, культура, уровень образования, а так же ряд негативных аспектов жизнеобеспечения( уровень зарплаты, пенсии, пособия и т.п.). Проведенный Центром исследований и статистики РАН опрос(более 2000 россиян) выявил, что к наиболее значимыми факторами для граждан страны являются: уровень благосостояния населения; уровень образования, а так же уровень развития науки и техники; состояние вооруженных сил; уровень развития культуры и здравоохранения; соблюдение прав человека; состояние и использование природных ресурсов. Так например по мнению 23% опрошенных, Россия уже априори достойна уважения за наличие большого запаса природных ресурсов, а 8% назвали еще и большую территорию, при этом 13% опрошенных в качестве основного фактора выделили современную военную мощь отечества, в том числе и наличие ядерного оружия и лишь 4% указали на высокоразвитую культуру. Самым негативным и неожиданным результатом данного опроса стало то, что 49%( практически половина опрошенных) не определили( не смогли определить) ни одного фактора, по которому Россию можно было бы уважать[7].

По мнению другого экономиста И.Ю. Киселева есть две группы характеристик имиджа государства. Он их характеризует как:

- условно-статичные (объективные) к которым можно отнести природные ресурсы, национальное и культурное наследие, геополитические положение страны, устройство и структура государственного управления, а так же исторические события, повлиявшие на развитие российской государственности;

- условно-динамичные (субъективные): к которым можно отнести социально-психологическое состояние общества, характеристика деятельности общественно-политических сил с учетом принципов и уровня развития, состояние и развитие морально-нравственных аспектов российского общества. По мимо данных характеристик к этой группе автор предлагает отнести и ряд количественных и качественных экономических характеристик, таких как: показатели устойчивости российской экономики, оцениваемые: динамикой ВВП; уровнем доходов на душу населения; объемом привлекаемых инвестиций; финансовой обеспеченностью бюджетов, которые являются количественными показателями оценки; а так же качественные показатели, такие как: гарантии прав и свобод экономических субъектов; соответствие российских правовых норм нормам международного права; соответствие функции, полномочий и механизмов государственного регулирования в различных областях и сферах деятельности поставленным задачам и оценка их эффективности[6].

Анализ мнений экономистов, а так же общественных деятелей, говорит о том, что для повышения имиджа страны необходимо соблюдение ряда условий, к которым можно отнесли следующие:

-для сопротивления искаженному образу государства необходимо четко конкретизировать свои позиции и предоставлять неоспоримую аргументацию;

-позитивный образ и усилия имиджмейкеров по его формированию необходимо рассматривать как дополнение к изменению реального положения дел в стране; -образ политика, как человека представляющего государство, особенно из первых эшелонов власти – должен «нравственно» соответствовать выстраиваемому образу страны[4]. 

Безусловно, что для формирование позитивного имиджа государства, необходимо использовать весь арсенал возможностей, способов и механизмов, находящихся у власти, включающих различныеэкономические, культурные, научные, образовательные, социальные, спортивные, медийные и др.проекты, а также программы, приуроченным к празднованию особо важных событий.

Проблема исследования и дискуссия: Анализируя место Российской Федерации в международных экономических рейтингах, можно сказать, что ее рейтинг не однозначен( таб.1). Есть как негативные моменты, например:

-по отдельным индикаторам регулирования предпринимательской деятельности Россия находится во второй половине рейтинга(119 место). Особенно проблематично для предпринимателей затраты на прохождение различных разрешительных процедур ( 244 дня), а так же серьезные временные затраты и финансовые расходы для организации экспортно-импортных операций(170 место), что превышает аналогичные процедуры в западных странах[9].

- конкурентоспособность экономики, которой препятствуют низкая эффективность работы государственных институтов (100 место), а так же неразвитость финансового рынка (95 место) и низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (92 место) и др..[10]

- по рейтингу экономической свободы на 2015 год, наша страна заняла 143 место после Коморских островов (142 место), где основные критерии оказались очень низкими - денежно-кредитная свобода (174 место), свобода инвестиций (158 место), права собственности (138 место), свобода от коррупции (132 место), финансовая свобода (131 место) и др..

 

be1

 

Источник: составлено по результатам анализа [9,10,11,12,13]

К положительным аспектам повышения международных рейтингов России можно отнести следующие:

-возможность повышения конкурентоспособности экономики за счет таких факторов как: большой внутренний рынок; высокое качество образования и занятости; относительно стабильная макроэкономическая среда; развитие инфраструктуры, диверсификация экономики и др..

- улучшается ситуация по уровню развития человеческого капитала( по состоянию на 2015 год - 26 место), где основным критерием оценки является доступность начального и высшего образования и др..

Безусловно такая оценка не является однозначной, т.к. большое количество показателей субъективны. По мнению автора одним из важнейших составляющих общего имиджа страны является позитивный образ надежного внешнеторгового партнера, который на данный момент практически не исследуется в научной литературе. В ситуации санкционных ограничений и попытках необоснованных оговоров Российских компаний именно формирование имиджа надежного внешнеторгового партнера как на уровне страны, так и ее регионов, является одной из важнейших задач системы управления внешнеторговой деятельностью государства, которое предполагает проведение умеренной протекционистской политики направленной, в первую очередь, на защиту отечественных производителей, продвижение их продукции на внешние рынки с целью освоения международного рынка качественным и конкурентоспособным товаром, что безусловно отразится на развитии национальной экономики и повышение качества жизни населения. Однако для повышения внешнеторгового имиджа страны, по нашему мнению, важно не только создавать конкурентоспособный продукт, но и осуществлять адаптивное государственное регулирование внешней торговли, где в основе должны быть заложены принципы этической экономики и социальной справедливости, в соответствии с которыми торговля, как акт купли-продажи товара, является не только средством получения прибыли, но и укрепляет доверие и уважение между партнерами, что настраивает их на долговременные торговые отношения, позволяя вырабатывать стратегические взаимовыгодные проекты и программы. Выстраивая внешнеторговые отношения на принципах взаимоуважения и взаимовыгодности с использованием всего имеющегося маркетингового инструментария, где реализация любого товара должна приносить максимальную прибыль не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе, можно не только добиться повышения имиджа компании или страны в целом, но и внести существенный вклад в повышения эффективности развития национальной экономики в целом.

Эффективная внешнеторговая политика промышленного комплекса страны и ее регионов создает условия для развития национальной и региональной экономики путем защиты отечественного производителя и организации, выгодных для страны экспортных поставок конкурентоспособной на мировом рынке товаров и импортных поставок продукции, направленных на развитие национальной экономики. Эффективная внешнеторговая политика способствует повышению открытости ее национальной экономики и либерализации внешнеэкономических отношенийи в контексте внешней торговли зависит от числа стран – внешнеторговых партнеров и величины внешнеторгового оборота с этими странами. Следовательно, основными факторами оценки открытости национальной экономики по развитию внешнеторговой деятельности являются внешнеторговый оборот страны и число стран - внешнеторговых партнеров для данной страны на мировом рынке.

Предложения по решению проблемы: В научной литературе по формированию имиджа выделяют ложный или сфабрикованный имидж, к тому же имидж по своей сути понятие качественное. Поэтому для использования на практике более объективных и количественных характеристик нами предлагается применять такое   более объективное и количественно оцениваемое понятие, как внешнеторговый рейтинг.

Внешнеторговый рейтинг страны предлагается рассчитывать на основе следующих четырех показателей:

- процентное отношение числа стран - внешнеторговых партнеров к общему числу стран мира;

-так как в общедоступных статистических сборниках число стран -внешнеторговых партнеров для каждой страны, включая и Россию отсутствует, то можно воспользоваться другим показателем равным удельному весу внешнеторгового оборота страны в мировом внешнеторговом обороте, то есть внешнеторговом обороте всех стран мира;

- внешнеторговый оборот страны на одного человека;

- отношение внешнеторгового оборота страны к ВВП.

Указанные четыре варианта внешнеторгового рейтинга могут быть рассчитаны как для отдельной страны, так и региона. Чем больше по значению указанные показатели, тем выше открытость национальной и региональной экономики по развитию внешнеторговой деятельности и уровень либерализации внешнеэкономических отношений. Анализ внешнеторговых рейтингов   региональных промышленных комплексов   предлагается проводить по форме, представленной в таблице 2, а оценку открытости национальной экономики по развитию внешнеторговой деятельности среди стран по форме таблицы 3.

Таблица2

Рейтинги и показатели внешнеторговой деятельности
региональных промышленных комплексов

be2

 

Таблица 3

Рейтинг открытости национальных экономик по развитию
внешнеторговой деятельности

be3

 

Наряду с перечисленными показателями нами предлагается оценивать факторы, способствующие (препятствующие) развитию внешней торговли. Это, в первую очередь, такие факторы как: открытость экономики, имидж страны, уровень экономической свободы, инновационное развитие страны и уровень бизнес-привлекательности стран. Перечисленные факторы можно оценить с помощью рейтингов, которые формируются авторитетными международными организациями, в частности, такими как Американский исследовательский институт – Фонд Наследие (Heritage Foundation), газета Wall Street Journal, Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation — ITIF), журнал Forbes, неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру «Transparency International», Anholt-GfK Roper Nation Brands Index, Всемирный экономический форум и др.

На основе рейтинговRпоm странам, приведенных к единой шкалеN, нами предлагается рассчитать интегральный коэффициент k, показывающий насколько созданные в стране условия, способствуют развитию внешней торговли.

k = (R1 + 2R2 + 2R3 + …. + 2Rm-1 + Rm) / 2N(m-1)

Исходные данные и результаты оценки нами предлагается оценить по каждому индикатору, а указанные рейтинги и общее число стран участвующих в рейтинге, оформить в виде таблице 4.

Таблица4

Коэффициент условий, способствующих развитию внешней торговли в стране

be4

Оценка внешнеторговых рейтингов стран и регионов будет неполной без оценки влияния внешней торговли на изменение национальной безопасности страны. Влияние внешней торговли на уровень национальной безопасности страны определяется тем, что чрезмерный рост экспорта важнейших видов стратегического сырья и импорта готовой продукции снижает уровень национальной безопасности, по ее основным продуктовым составляющим, таким как технологическая, научно-техническая, информационная, экологическая, продовольственная, фармацевтическая, энергетическая, минерально-сырьевая, военная и другие виды безопасности[3]. Например, чрезмерный рост экспорта топливно-энергетических ресурсов снижает уровень энергетической безопасности страны; чрезмерный рост импорта продовольственных товаров – снижает уровень продовольственной безопасности; военной техники – военной безопасности, лекарственных препаратов – фармацевтической безопасности и т.д.

Поэтому в системе государственного регулирования внешней торговли должна быть внедрена технология мониторинга влияния внешнеторговых поставок на уровень национальной безопасности путем оценки соблюдения ограничений на годовую поставку по экспорту важнейших видов стратегического сырья и импорту готовой продукции. Эти ограничения определяются величинами страховых запасов отечественного сырья и масштабами производства отечественной продукции. Следовательно, условие обеспечения некоторого вида национальной безопасности может быть выражено ограничением на соотношение количества экспортируемого сырья к общему количеству сырья в стране или количества импортируемой продукции к объему производства одноименной отечественной продукции.

Условия сохранения национальной безопасности по виду продукции определяются на основе составления уравнений годового материального баланса для экспорта и импорта видов продукции (сырья):  

Для экспорта:

Ос + П + И – Э – По ≥ Оэ

где Ос – остатки продукции (сырья) на начало года,

П– производство продукции (сырья) за год

И – импорт (ввоз) продукции (сырья) в страну за год

Э – экспорт (вывоз) продукции (сырья) из страны за год

По– потребность страны в продукции (сырья) за год

Оэ – ограничение на экспорт, показывающее верхний предел экспорта продукции (сырья) выше которого поставки на экспорт приводят к резкому снижению национальной безопасности по данному виду продукции (сырья)

Из уравнений годового материального баланса для экспорта видов продукции (сырья) определяем условие сохранения национальной безопасности в сфере экспорта:  

Э ≤ Ос + П + И – По – Оэ  

или если выразить ограничение в процентах,   то

100 • Э /с + П + И – По ) > αэ

Для импорта

Ос + П + И – Э – По ≤ Ои

где Ои ограничение на импорт, показывающее верхний предел импорта продукции (сырья) выше которого поставки на импорт приводят к резкому снижению национальной безопасности по данному виду продукции (сырья)  

Из уравнений годового материального баланса для импорта видов продукции (сырья) определяем условие сохранения национальной безопасности в сфере импорта:  

И >   -Оис + П -Э - По

или если выразить ограничение в процентах,   то

100 • И /с + П -Э - Пои ) > αи

Более простые и приближенные методы оценкиусловия сохранения национальной безопасности могут быть определены в зависимости от наличия исходной информации с помощью соотношений, согласно которым экспорт (импорт) конкретных видов сырья и продукции должны составлять некоторую долю от резервов.

4.Заключение: Итак, для повышения внешнеторгового рейтинга   страны и ее регионов методология управления внешнеторговой деятельностью, по нашему мнению, должна быть ориентирована на максимальное использование невостребованного потенциала организационно-управленческих факторов, путем применения   технологий управления внешнеторговой деятельностью, исследования внешних региональных рынков с целью эффективного продвижения на них отечественной продукции с учетом условий сбыта, деловых обычаев, национальных традиций, валюты и социально-культурной среды и формирования новых потребностей производства и населения за рубежом в отечественных видах сырья, материалах и продукции, а также технологий создания инфраструктурных условий внутренних рынков для обеспечения высокоэффективных импортных закупок.

Библиографический список.

1.Постановление Правительства Российской Федерации № 1224 Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства // Российская газета: интернет-сайт. 2013. 26 декабря. URL: https://rg.ru/2013/12/26/zapret-site-dok.html

2.Приказы минпромторга России от 31 марта 2015 Ą. № 645–663; Приказ минпромторга России от 2 апреля 2015 Ą. № 762

3. Воробьев Е.А., Балыхин Г.А., Комащенко В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России. Современные проблемы и перспективы. - М.: Высшая школа, 2007.

4. Галумов Э.А. Имидж страны и власть [Электронный ресурс] – Режим доступа: psycho.rulibrary/552

5. Гранкина Т.К. Экономический имидж страны и его составляющие. – М.: РАГС. 2003

6. Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.elitarium.ru. 2007 . Апрель. 

7. Панкрухин А.П. Маркетинг страны. – М.: ИКФ Омега-Л, 2002.

8. Савицкая А.С. Внешнеэкономический компонент структуры имиджа государства // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып.3/отв. ред. Д.П. Гавра, СПб., 2009 – С. 197-204.

9. [Electronic resource] / The World Bank. – Mode of access: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016.

  • 13. [Electronic resource] / United Nations Development Programme. 

The bibliographic list.

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1224 On the establishment of a ban and restrictions on the admission of goods originating in foreign countries, works (services) performed by foreign persons for the purpose of procuring goods, works (services) for the needs of national defense and state security // The Russian newspaper: an Internet site. 2013. 26 December. URL: https://rg.ru/2013/12/26/zapret-site-dok.html

2.Prikazy minpromtorga of Russia from March 31, 2015 Ą. No. 645-663; Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia of April 2, 2015. No. 762

3. Vorobyov EA, Balykhin GA, Komashchenko V.I. National Mineral and Raw Material Security of Russia. Modern problems and prospects. - Moscow: Higher School, 2007.

4. Galumov E.A. Image of the country and power [Electronic resource] - Access mode: psycho.ru> library / 552

5. Grankina T.K. Economic image of the country and its components. - Moscow: RAGS. 2003

6. Kiselev I.Yu. The problem of the image of the state in international relations within the framework of the constructivist paradigm // [Electronic resource] - Access mode: www.elitarium.ru. 2007. April.

7. Pankrukhin A.P. Marketing of the country. - M .: IKF Omega-L, 2002.

8. Savitskaya A.S. Foreign economic component of the state image structure // State / region image: modern approaches: new ideas in communication theory and practice: coll. sci. works. Вып.3 / отв. Ed. D.P. Gavra, St. Petersburg, 2009 - pp. 197-204.

9. Doing Business Reports [Electronic resource] / The World Bank. - Mode of access: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016.

10. Reports [Electronic resource] / The World Economic Forum. - Mode of access: http: //www.weforum.org/reports.

11. World Competitiveness Yearbook [Electronic resource] / IMD. - Mode of access: https://www.imd.org/wcc/wcy-world-competitiveness-yearbook/

12. Index of Economic Freedom [Electronic resource] / The Heritage Foundation. - Mode of access: http://www.heritage.org/index/download.

13. Human Development Reports [Electronic resource] / United Nations Development Program.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516