Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Сравнительный анализ систем регулирования оценочной деятельности в США и РФ

Отраслевая экономика | (115) УЭкС, 9/2018 Прочитано: 378 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Гунина Елена Николаевна, Линик Анастасия Юрьевна
  • Дата публикации:
    12.09.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Южный федеральный университет
    Общество с ограниченной ответственностью «Экспертное бюро оценки и консалтинга»

Сравнительный анализ систем регулирования оценочной деятельности в США и РФ

Comparative analysis of regulation systems evaluation activity in the USA and Russian Federation

Гунина Елена Николаевна

Gunina Elena Nikolaevna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры Управление развитием пространственно-экономических систем,

Южный федеральный университет,

генеральный директор,

Общество с ограниченной ответственностью «Экспертное бюро оценки и консалтинга»,

г. Ростов-на-Дону

 gunina-helen@mail.ru

Линик Анастасия Юрьевна

Linik Anastasia Iurevna

студент Экономического Факультета, кафедра Мировая экономика и международные отношения

Южный федеральный университет,

помощник оценщика,

Общество с ограниченной ответственностью «Экспертное бюро оценки и консалтинга»

г. Ростов-на-Дону

linanastasiya@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрены способы регулирования оценочной деятельности в США и РФ, а также степень участия государства данных стран в системе регулирования.

Abstract

This article discusses the ways of regulation valuation activity in the USА and Russian Federation, and degree of participation of the state of these countries in the regulatory system.

Ключевые слова

Оценочная деятельность, система регулирования, государственное регулирование, саморегулирование, сравнительный анализ.

Keywords

Appraisal activity, regulatory system, state regulation, self-regulation, comparative analysis.

 

Согласно Федеральному закону N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Традиционно оценочная деятельность в разных странах характеризуется значительным участием органов государственной власти в регулировании данной сферы деятельности. В зависимости от страны, степень участия в регулировании оценочной деятельности и механизмы воздействия могут различаться.

Долгая история развития профессии оценщика в США – основная причина ее устойчивости и жизнеспособности. В 1930-х годах, сразу после Великой депрессии, в США был создан Институт оценки, в котором в настоящее время состоит около 15 тыс. членов. Для оценщиков в США существует необходимость предварять каждый уровень квалификации обучением, продолжать – практической работой, а завершать – экзаменационным испытанием [1].

Сущность управления оценочной деятельностью заключается в регулировании деятельности профессиональных оценщиков, осуществляемое в мировой практике путем саморегулирования оценщиков, то есть объединения их в профессиональные общественные организации, а также путем государственного лицензирования.

Оценщик в США работает в следующих отраслях: оценка недвижимости, оценка бизнеса, оценка личной собственности (антиквариат, «содержимое дома», драгоценные камни и ювелирные изделия, предметы искусства), оценка машин и оборудования.

Оценка недвижимости представляет собой самую «многочисленную» сферу с наиболее развитой методологией, имеющей общепризнанные стандарты работы. Данная деятельность характеризуется высоким уровнем регулирования со стороны государства: лицензирование применяется только к этой области – иные виды оценки государством не регулируются. Это связано с особой важностью рынка недвижимости для экономики США и его тесной взаимосвязи с банковской деятельностью и сферой налогообложения.

Далее рассмотрим элементы системы профессиональных институтов оценочной деятельности в США.

Фондоценки(The Appraisal Foundation, TAF). Основой для его создания послужили девять профессиональных оценочных организаций США и Канады объединившихся в 1986 году для разработки стандартов по оценке собственности (theUniform Standards of Professional Appraisal Practice, USPAP). Фонд выступает в роли арбитра и разрешает споры, возникающие между различными агентами оценки. Фонд оценки состоит из следующих советов [1]:

-  Советпопечителей (Board of Trustees, BOT). Фонд оценки управляется Советом попечителей, который отвечает за повседневную деятельность организации. Совет назначает членов и оказывает финансовую поддержку и надзор двум независимым советам: Совет по квалификации оценщиков и Совет по стандартам оценки.

-  Совет по стандартам оценки(Appraisal Standards Board, ASB) разрабатывает, совершенствует и интерпретирует стандарты USPAP. В совет входят семь членов, избираемых сроком на три года Советом попечителей Фонда по оценке.

-  Совета по квалификации оценщиков(Appraiser Qualifications  Board, AQB) устанавливает требования к образованию и опыту оценщиков недвижимости, разрабатывает экзаменационные материалы.

 Подкомитет по оценке (Appraisal Subcommittee, ASC) действует на федеральном уровне. Миссия Подкомитета по оценке заключается в обеспечении высокого уровня компетенций оценщиков, соответствие высоким профессиональным стандартам. Подкомитет отвечает за мониторинг процессов лицензирования и сертификации оценщиков недвижимости в отдельных штатах. Кроме того, ASC действует как механизм надзора за деятельностью Фонда оценки [2].

Традиционно контроль над оценщиками недвижимости осуществлялся на уровне штата, а федеральное агентство, Подкомитет по оценке, исполняло функции проверки органов штата, лицензирующих и сертифицирующих оценщиков. Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда – Франка (2010 г.) ужесточил требования к оценщикам недвижимости на федеральном уровне и делегировал полномочия по надзору, ранее принадлежащие банковским организациям, образованному Бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau)[3]. Кроме того, закон предусмотрел обязательное требование визуального осмотра объекта недвижимости, приобретенного в рамках высокорискованного кредитования, гарантии независимости оценщика, вводил правила разумных рыночных цен на услуги оценщика и обязательный ежегодный доклад о деятельности Подкомитета по оценке Конгрессу США.

Комитеты по оценке (Appraisal Boards) – государственные органы, функционирующие на уровне каждого штата. Осуществляют лицензирование оценщиков недвижимости, ведение реестра оценщиков штата, а также нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности. По состоянию на 31 декабря 2017 года количество активных оценщики недвижимости в США составляет 82 208 человек, что на 1% меньше по сравнению с прошлым годом[12].

Оценщики объединяются в профессиональные ассоциации:

Институт оценки(Appraisal Institute, AI) – глобальная организация, объединяющая более 21 000 оценщиков недвижимости. Занимается разработкой стандартов и методологии [4].

Американское общество оценщиков(American Society of Appraisers, ASA). Организация с международным членством, которая объединяет оценщиков различных специализаций: экспертиза отчетов об оценке, оценка бизнеса, оценка драгоценных камней и ювелирных изделий, оценка машин и оборудования, оценка личной собственности, оценка недвижимости [5].

Международноеобществооценщиков(International Society of Appraisers, ISA). Самая крупная организация, объединяющая профессиональных оценщиков личной собственности США и Канады. В рамках этой организации был создан широко признанный курс по методологии оценки личной собственности. Основная специализация делится на четыре отрасли: антиквариат и «содержимое дома», предметы искусства, драгоценные камни и ювелирные изделия, машины и оборудование [6].

Институт оценщиков бизнеса(Institute of Business Appraisers, IBA) основан в 1978 году, является старейшей профессиональной ассоциацией оценщиков бизнеса [7].

Ассоциация оценщиков машин и оборудования
(Association of Machinery and Equipment Appraisers, AMEA) включает примерно 300 членов. Членство в этой ассоциации могут получить оценщики, которые смогли доказать свою компетентность по результатам письменных экзаменов и экспертизы их отчетов об оценке коллегами [8].

Международная ассоциация государственных оценщиков
(International Association of Assessing Officers, IAAO) была основана в 1934 году, объединив самых высококвалифицированных городских и муниципальных оценщиков. Организация поставила себе целью создание образовательных программ для специалистов данной сферы [9].

На рисунке 1 представлено схематичное изображение системы профессиональных институтов оценщиков (составлено автором по материалам официального сайта Фонда оценки).

gu1

Рис. 1 – Система профессиональных институтов оценщиков в США

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков РФ в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации [10].

Регулирование оценочной деятельности осуществляется советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе – Министерстве экономического, развития, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (совет по оценочной деятельности), а также национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки. Саморегулируемые организации осуществляют контроль деятельности членов саморегулируемых организаций оценщиков в части соблюдения ими требований законодательства, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.

 Одним из направлений в деятельности Минэкономразвития России является осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в оценочной деятельности, а именно[11]:

- утверждение федеральных стандартов оценки, разработка и утверждение методических указаний по государственной кадастровой оценке;

- анализ и мониторинг развития системы учета и отчетности организаций в России и в зарубежных странах;

- взаимодействие с Национальным советом по оценочной деятельности – негосударственным органом регулирования отрасли, созданным всеми существующими сегодня саморегулируемыми организациями оценщиков.

Важная роль в деятельности Минэкономразвития России отведена координации и контролю деятельности Росимущества в части осуществления им функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 г.  № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», и функций федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом от      26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Исполнение данных полномочий предполагает проведение ведовством экспертизы определенной категории отчетов об оценке (затрагивающих имущественные интересы государства) на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации в области оценочной деятельности.
Минэкономразвития России также несет ответственность за разработку
[11]:

- требований, условий и порядка привлечения оценщиков для государственных нужд;

- предложений о порядке государственного регулирования деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, в том числе о порядке осуществления надзора за выполнением ими требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- мер, направленных на совершенствование системы раскрытия информации о российских организациях инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным лицам в системе корпоративного управления, предложений по повышению качества бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

За данное направление в структуре Министерства отвечает отдел нормативного правового регулирования оценочной деятельности Департамента корпоративного управления.

На рисунке ниже представлено схематичное изображение системы государственного регулирования оценочной деятельности в РФ (составлено автором по материалам официального сайта Минэкономразвития и Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")

 

gu2
Рис.
2 - Система государственного регулирования оценочной деятельности в РФ.

На рисунке ниже представлено схематичное изображение нормативного регулирования оценочной деятельности в США и РФ (составлено автором по материалам официального сайта Фонда оценки США, официального сайта Минэкономразвития и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")

gu3

Рис. 3 - Cистема нормативного регулирования оценочной деятельности в США и РФ.

Таким образом, анализ систем регулирования оценочной деятельности США и РФ позволяет сделать вывод, о различии данных систем, проявляющимся, в структуре системы профессиональных институтов, составе и количестве элементов и уровней управления. На текущем этапе развития оценочной деятельности в России система управления деятельностью направлена в основном на саморегулирование, в то время как в системе управления оценочной деятельностью США сочетается саморегулирование и государственное регулирования.

Библиографический список

1. Официальный сайт Фонда оценки (режим доступа:  https://www.appraisalfoundation.org/imis/TAF/About_Us/Appraiser_Regulatory_System/TAF/Regulatory_Structure.aspx)

2. Официальный сайт подкомитета по оценке (режим доступа:  http://www.asc.gov/)

3. Официальный сайт Бюро по финансовой защите потребителей (режим доступа: https://www.consumerfinance.gov)

4. Официальный сайт Института оценки (режим доступа:https://www.appraisalinstitute.org)

5. Официальный сайт Американского общества оценщиков (режим доступа:  http://www.appraisers.org)

6. Официальный сайт Международного общества оценщиков (режим доступа:  https://www.isa-appraisers.org)

7. Официальный сайт Национальной ассоциации сертифицированных оценщиков и аналитиков (режим доступа: https://www.nacva.com/go-iba)

8. Официальный сайт Ассоциация оценщиков машин и оборудования (режим доступа: https://www.amea.org)

9. Официальный сайт Международной ассоциации государственных оценщиков (режим доступа: https://www.iaao.org/wcm/About/Our_Story/wcm/About_Us_Content/Our_Story.aspx?hk)

10. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

11. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ (режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/corpmanagment /activity)

12. U.S. VALUATION PROFESSION FACT SHEET – December 2017 (режимдоступа: https://www.appraisalinstitute.org/assets/1/7/U.S._Appraiser_Demos_3_1_16.pdf)

   

Bibliography

1. The official website of the Evaluation Fund (access mode: https://www.appraisalfoundation.org/imis/TAF/About_Us/Appraiser_Regulatory_System/TAF/Regulatory_Structure.aspx)

2. The official website of the evaluation sub-committee (access mode: http://www.asc.gov/)

3. The official website of the Bureau for the Financial Protection of Consumers (access mode: https://www.consumerfinance.gov)

4. Official site of the Evaluation Institute (access mode: https: //www.appraisalinstitute.org)

5. The official website of the American Society of Appraisers (access mode: http://www.appraisers.org)

6. The official website of the International Society of Appraisers (access mode:  https://www.isa-appraisers.org)

7. The official website of the National Association of Certified Appraisers and Analysts (access mode: https://www.nacva.com/go-iba)

8. Official site Association of Appraisers of Machinery and Equipment (access mode: https://www.amea.org)

9. Official website of the International Association of Governmental Appraisers (access mode: https://www.iaao.org/wcm/About/Our_Story/wcm/About_Us_Content/Our_Story.aspx?hk)

10. Federal Law No. 135-FZ of July 29, 1998 (as amended on July 29, 2017) "On Valuation Activities in the Russian Federation"

11. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation (access mode: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/corpmanagment/activity)

12. U.S. VALUATION PROFESSION FACT SHEET - December 2017 (access mode: https://www.appraisalinstitute.org/assets/1/7/U.S._Appraiser_Demos_3_1_16.pdf)

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516