Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Институциональные условия регулирования процессов кластеризации и инновационного развития регионов Поволжья

Инновации.Инвестиции | (129) УЭкС, 11/2019 Прочитано: 578 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Напольских Дмитрий Леонидович
  • Дата публикации:
    30.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет»

Институциональные условия регулирования процессов кластеризации и инновационного развития регионов Поволжья

Institutional conditions of regulation of clustering processes and innovative development of Volga regions

 

Напольских Дмитрий Леонидович

Napolskikh Dmitry Leonidovich

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» 

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management and law Federal state budgetary educational institution of higher education " Volga State University of Technology»

E-mail: NapolskihDL@yandex.ru

 

 

Работа выполнена в рамках гранта Российского научного фонда 19-78-00056 «Кластерная модель развития регионов Поволжья в условиях инновационной экономики»

 

Аннотация. Статья рассматривает институциональную среду процессов инновационного развития и кластеризации экономики регионов Поволжья, рассмотрен международный опыт реализации кластерных инициатив. Проведён анализ отраслевой специализации созданных на территории Приволжского федерального округа кластеров, выделены стратегические ориентиры институционализации инновационных кластеров в регионах Поволжья. Проанализированы структура и динамика изменения целей участия предприятий в кластерах в зависимости от периода реализации кластерной инициативы. 

Annotation. The article considers the institutional environment of the processes of innovative development and clustering of the economy of the Volga region regions, considers the international experience of cluster initiatives. The analysis of the sectoral specialization of clusters created in the Volga Federal district is carried out, the strategic guidelines for the institutionalization of innovation clusters in the Volga regions are highlighted. The structure and dynamics of changes in the goals of enterprises participation in clusters depending on the period of implementation of the cluster initiative are analyzed. 

Ключевые слова: инновационные кластеры, комплексный подход, институциональные условия, регионы Поволжья, региональное развитие.

Keywords: innovation cluster, integrated approach, institutional environment, the Volga region, regional development.

 

Введение. В ходе разработки стратегических ориентиров формирования институциональной среды кластеризации экономических систем регионов Поволжья были проанализированы данные исследований, представленные в работе «The Cluster Initiative Greenbook 2.0» Г. Линдквиста, К. Кетельса и О. Солвела [6]. В данной работе обобщены результаты опроса 356 экспертов в области кластерной политики из 50 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, из них 254 экспертов из стран Европейского Союза и Европейской ассоциации свободной торговли, 6 экспертов из Российской Федерации [1,3,4].

Значимость полученных результатов для разработки кластерной модели развития регионов Поволжья в условиях инновационной экономики обусловлена адаптацией международного опыта функционирования развитых кластеров. Также для Российской Федерации показателен анализ изменение мотивации организаций-участников кластеров в зависимости от периода функционирования кластеров. Рассмотрим период создания кластеров, проанализированных экспертами в рамках исследования на рисунке 1.

 

n1

Рис. 1 – Количество проанализированных кластерных инициатив в зависимости от года их создания (авторская адаптация данных The Cluster Initiative Greenbook 2.0)

На основании данных представленных на рисунке 1 можно сделать вывод, что большая часть рассматриваемых кластеров были сформированы с 2005 по 2010 годы. Также были проанализированы кластерные инициативы со «сроком жизни» более 10 лет, что позволяет расширить временной диапазон теоретического осмысления жизненного цикла кластера по сравнению с только российской практикой формирования и развития кластеров. полноценная реализация кластерных инициатив в российских регионах, в том числе и в регионах Поволжья, приходится на 2012-2015 годы [8,9].

Стратегические ориентиры институционализации инновационных кластеров в регионах Поволжья. Также для уточнения стратегических ориентиров формирования институциональной среды кластеризации экономических систем регионов Поволжья на основе мирового опыта ключевое значение имеет соответствие отраслевой специализации кластеров макрорегиона и экспертов, проводящих анализ. В ходе исследования определены следующие основные виды отраслевой специализации созданных на территории Приволжского федерального округа кластеров: автомобилестроение и производство автокомпонентов, информационно-коммуникационные технологии, микроэлектроника и приборостроение, медицинская промышленность, оборонная промышленность, космическая промышленность, оптика и фотоника, химическое производство, производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, защита окружающей среды и переработка отходов, ядерные и радиационные технологии [10]. 

В таблице 1 представлена отраслевая специализация экспертов, анализировавших процессы развития кластеров в рамках своей отрасли в ходе рассматриваемого исследования. Зеленым выделены области соответствия отраслевой специализации экспертов и кластеров ПФО, жёлтым выделены отрасли, в которых у регионов ПФО сформирован экономический потенциал кластеризации в виде протокластеров/нереализованных кластерных инициатив.

Таблица 1 – Отраслевая специализация экспертов, анализировавших процессы развития кластеров в рамках своей отрасли

Вид деятельности

Количество экспертов

Вид деятельности

Количество экспертов

Информационные технологии

55

Судостроение

11

Пищевая промышленность

23

Производство материалов

10

Автомобилестроение

21

Биотехнологии

9

Зелёные технологии и природопользование

19

Медицинские технологии и фармацевтика

8

Здравоохранение

19

Оптика и фотоника

8

Энергетика

18

Профессиональное образование

7

Текстильное производство

17

Лесное хозяйство и деревообработка

7

Металлургия и металлообработка

13

Микроэлектроника и нанотехнологии

7

Туризм

13

Аэрокосмическое производство

6

Транспорт и логистика

13

Бизнес-услуги

6

Сельское хозяйство

12

Химическое производства

6

Строительство

12

Масс-медиа и издательская деятельность

5

Машиностроение и производственные технологии

12

Производство мебели

4

«Креативные отрасли»

11

Телекоммуникации

2

Авторская адаптация данных The Cluster Initiative Greenbook 2.0

Как показывает исследование цели участников реализации кластерных инициатив существенно различаются, также существуют значительные различия в том, сколько целей преследует конкретная организация кластера, а также в придаваемой им относительной приоритетности. Экспертам в области кластерной политики был предложен список из десяти целей участия в кластере с целью оценки их приоритетности в течение последних трех лет развития кластера. Варианты ответов для составления рейтинга приоритетности были следующие: «отсутствует», «низкий приоритет», «средний приоритет» и «высокий приоритет». В соответствии с методикой исследования варианты ответов были представлены респондентам в случайном порядке, чтобы избежать влияния их последовательности на результаты. Распределение целей участия в кластере в зависимости от их приоритетности на основе ответов респондентов (рисунок 2).

 

n2

Рис. 2 – Распределение целей участия в кластере в зависимости от их приоритетности на основе ответов респондентов (Авторская адаптация данных The Cluster Initiative Greenbook 2.0)

Соответственно, для организаций-участников кластера высоким приоритетом обладают следующие цели участия в реализации кластерных инициатив: интеграция в рамках кластера с целью формирования идентичности под единым брендом; стратегические перспективы роста в рамках кластера как системы, обладающей более развитыми механизмами разработки и реализации единой стратегии развития; возможности доступа к передовым производственным технологиям и развития НИОКР в рамках инновационной инфраструктуры кластера. Также необходимо отметить высокое значение для организаций-участников кластера его институциональной среды ведения бизнеса и инвестиционных возможностей [2,5,6,7].

Также рассмотрим изменение приоритетности целей участия в кластере в зависимости от срока функционирования кластера, с этой целью были выделены следующие периоды жизненного цикла кластера: до 4 лет, 5-9 лет, 10 и более лет. Распределение доли высокого приоритета в рейтинге целей участия в кластере в зависимости от периода его функционирования для первых пяти целей представлено на рисунке 3.

 

n3

Рис. 3 – Распределение доли высокого приоритета в рейтинге целей участия в кластере в зависимости от периода его функционирования для первых пяти целей (Авторская адаптация данных The Cluster Initiative Greenbook 2.0)

Распределение доли высокого приоритета в рейтинге целей участия в кластере в зависимости от периода его функционирования для пяти менее важных целей представлено на рисунке 4.

 

n4

Рис. 4 – Распределение доли высокого приоритета в рейтинге целей участия в кластере в зависимости от периода его функционирования для пяти менее важных целей (Авторская адаптация данных The Cluster Initiative Greenbook 2.0)

Институциональные условия регулирования процессов кластеризации и инновационного развития регионов Поволжья. На основании рассмотренных выше стратегических ориентиров институционализации инновационных кластеров в регионах Поволжья был проведён анализ институциональных условий регулирования процессов кластеризации и инновационного развития. В качестве основных проблем развития институциональной среды кластеризации экономики Поволжья выделены: 

  • отсутствие чёткой формулировки институциональной среды на уровне формальных институтов (нормативно-правовая база региональной кластерной политики);
  • сложность измерения ключевых параметров институциональных условий регулирования процессов кластеризации и инновационного развития экономики регионов Поволжья, недостаточная разработанность методологической базы формирования целевых показателей эффективности (KPI) в данной сфере;
  • недостаточная конкретизация институциональных преимуществ участия предприятий в кластерных инициативах на фоне чётко форматизированных механизмов государственной финансовой поддержки.

Эффективным инструментом поэтапного решения указанных выше проблем представляется принятие на уровне федерального округа Плана мероприятий («дорожной карты») по улучшению институциональной среды кластеризации и инновационного развития экономических систем регионов Поволжья. При этом необходимо комплексное решения основных причин, указанных выше проблем развития институциональной среды, в частности: недостаточное внимание проблемам развития в рамках государственных программ поддержки; незавершённость процессов институционального оформления отдельных кластеров; недостаточный уровень кадрового обеспечения реализации кластерных инициатив с точки зрения компетенций в области инновационного управления и институционального проектирования; несформированная на уровне макрорегиона единая система кластерного сотрудничества и реализации межкластерных совместных проектов.

Заключение. Таким образом, сделан вывод о необходимости комплексного подхода к формированию инвестиционных, научно-технических и институциональных условий регулирования процессов кластеризации и инновационного развития регионов Поволжья. В качестве основных рисков, обусловленных выявленными выше проблемами, выделены: недостаточная кластерная активность регионов ПФО и как следствие снижение уровня государственной поддержки кластерных инициатив по сравнению с другими макрорегионами; недостаточное использование преимуществ кластеризации в рамках повышения инвестиционной привлекательности регионов, потеря стратегической инициативы в силу длительности по сравнению с глобальными конкурентами процессов институционального оформления кластерных инициатив в сфере инновационного производства.

В качестве направления дальнейших исследований определена разработка подхода к моделированию и визуализации процессов формирования и развития инновационных кластеров на карте территории, в том числе изучение неоднородности экономического пространства регионов 

 

 

Библиографический список

  1. Competitiveness Clusters in France. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://competitivite.gouv.fr/documents/commun/ Documentation_poles/ brochures_poles/anglais/brochure-ang-internet.pdf (дата обращения: 23.10.2019)
  2. Enright, M. J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper // Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program University of Hong Kong. 2000. 21 р.
  3. Europe 2020: European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://ec.europa.eu/ europe2020/idex_en.htm (дата обращения 10.11.2019).
  4. InnoRegio. Bundesministerium fur Bildung und Forschung.  [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://www.unternehmen-region.de/de/159.php (дата обращения: 22.10.2019)
  5. Ketels, Ch., G. Lindqvist, Ö. Sölvell. Strengthening Clusters and Competitiveness in Europe. The Role of Cluster Organizations. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://gosbook.ru/node/84334. (дата обращения: 22.10.2019).
  6. Lindqvist, G., C.Ketels, Ö. Sölvell. The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Published by: Ivory Tower Publishers, Stockholm, 2013, 66 p.
  7. Morisson, A. & Doussineau, M. Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications. Regional Studies, Regional Science,6(1), 2019, 101–116. [Электронный ресурс].  – Режим доступа:  https://rsa.tandfonline.com/doi/full/10.1080/ 21681376.2019.1578257 (дата обращения: 10.11.2019).
  8. Гусейнов, А.Г. Проблемы формирования региональных кластерных систем /А.Г. Гусейнов, А.З. Гаджиев // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-2. – С. 360-367
  9. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс].  – Режим доступа:  http://cluster.hse.ru (дата обращения: 10.11.2019)
  10. Российские кластеры: проект перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.economy.gov.ru  (дата обращения: 12.11.2019)

References

  1. Competitiveness Clusters in France. URL: http://competitivite.gouv.fr/documents/commun/Documentation_poles/ brochures_poles/anglais/brochure-ang-internet.pdf (date of access 23.10.2019)
  2. Enright, M. J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper // Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program University of Hong Kong. 2000. 21 р.
  3. Europe 2020: European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth. URL: http://ec.europa.eu/ europe2020/idex_en.htm (date of access: 10.11.2019).
  4. InnoRegio. Bundesministerium fur Bildung und Forschung. URL: https://www.unternehmen-region.de/de/159.php (дата обращения: 22.10.2019)
  5. Ketels, Ch., G. Lindqvist, Ö. Sölvell. Strengthening Clusters and Competitiveness in Europe. The Role of Cluster Organizations. URL: http://gosbook.ru/node/84334. (date of access: 22.10.2019).
  6. Lindqvist, G., C.Ketels, Ö. Sölvell. The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Published by: Ivory Tower Publishers, Stockholm, 2013, 66 p.
  7. Morisson, A. & Doussineau, M. (2019). Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications. Regional Studies, Regional Science,6(1), 2019, 101–116. URL:  https://rsa.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21681376.2019.1578257 (date of access: 10.11.2019).
  8. Gusejnov, A.G., A.Z. Gajiev. Problems of formation of regional cluster systems.  Fundamental study. 2016. № 3-2. P. 360-367
  9. Russian Cluster Observatory [Electronic resource]. URL: http://cluster.hse.ru (date of access: 10.11.2019).
  10. Russian clusters: draft list of pilot programs for the development of innovative regional clusters [Electronic resource]. Access mode: http://www.economy.gov.ru (appeal date: 12.11.2019).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516