Ошибка
  • Delete failed: 'a86b484403d7138949b95be51e71fb23.php_expire'
  • Delete failed: 'a86b484403d7138949b95be51e71fb23.php'
  • Delete failed: 'bb9ea053d78b269dc4a2b39422b333a7.php_expire'
  • Delete failed: 'bb9ea053d78b269dc4a2b39422b333a7.php'
  • Delete failed: 'dce734b7dd01b52990f3ba6d02d7be6b.php_expire'
  • Delete failed: 'dce734b7dd01b52990f3ba6d02d7be6b.php'
  • Delete failed: 'cae4b85c22f9c09e12a0896c68ae1d9b.php_expire'
  • Delete failed: 'cae4b85c22f9c09e12a0896c68ae1d9b.php'
  • Delete failed: 'd375832dfdd4847d8c2a5f4a39107436.php_expire'
  • Delete failed: 'd375832dfdd4847d8c2a5f4a39107436.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И АПК РЕГИОНА

Отраслевая экономика | (124) УЭкС, 6/2019 Прочитано: 389 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Глотко Андрей Владимирович, Ищук Людмила Викторовна, Швакова Ольга Николаевна
  • Дата публикации:
    28.06.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО Горно-Алтайский государственный университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И АПК РЕГИОНА

THE MAIN DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE VILLAGE IN THE ALTAI REPUBLIC , TAKING INTO ACCOUNT THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES AND ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN AGRICULTURE AND AGRIBUSINESS INDUSTRY IN THE REGION

 

Глотко Андрей Владимирович,
Glotko Andrei Vladimirovich
д.э.н., доцент,
ФГБОУ ВО Горно-Алтайский государственный университет, кафедра экономики, туризма и прикладной информатики, г. Горно-Алтайск, 
 
Ищук Людмила Викторовна,
Ishchuk Lyudmila Viktorovna
к.э.н., доцент, 
ФГБОУ ВО Горно-Алтайский государственный университет, кафедра экономики, туризма и прикладной информатики, г. Горно-Алтайск,
 
Швакова Ольга Николаевна,
Shvakova Olga Nikolayevna
к.э.н., доцент,
ФГБОУ ВО Горно-Алтайский государственный университет, кафедра экономики, туризма и прикладной информатики, г. Горно-Алтайск,
 

 

Аннотация: В статье предложены основные направления устойчивого развития села в Республике Алтай. Выделены стратегические угрозы и возможности развития сельского хозяйства и АПК Республики Алтай. Определены задачи развития кадрового потенциала региона. Представлены мероприятия по рациональному использованию земельных ресурсов региона. Даны практические рекомендации по совершенствованию сельскохозяйственной деятельности в Республике Алтай, способствующие устойчивому развитию села в регионе.

Abstract: The article proposed the main directions of sustainable development of the village in the Altai Republic. The strategic threats and opportunities for the development of agriculture and agribusiness industry of the Altai Republic are highlighted.  The objectives of the development of human resources in the region are identified.  Measures for the rational use of land resources in the region are presented.  Practical recommendations are given on improving agricultural activity in the Altai Republic, contributing to the sustainable development of the village in the region..

Ключевые слова: устойчивое развитие села, сельское хозяйство Республики Алтай, развитие кадрового потенциала региона, рациональное природопользование.

Keywords: sustainable development of the village, agriculture of the Altai Republic, development of human resources in the region, environmental management.

 

Введение. В последние годы в России назрела необходимость перевода сельских территорий на путь саморазвития, что обусловлено, во-первых, наращиванием объемов государственной поддержки сельского хозяйства, во-вторых, дефицитом профессиональных кадров, продолжающимся снижением уровня доходов сельского населения и качеством его жизни. Продолжающийся процесс увеличения дифференциации между городом и сельской местностью, муниципальными образованиями и группами населения происходит на фоне ухудшения экологической обстановки, сокращения минерально-сырьевой базы, дефицита энергии. Объективная необходимость консолидации усилий государственной власти и частного бизнеса в развитии муниципальных образований и повышении уровня жизни на селе обуславливает рассматривать сельскую территорию в качестве агроэкономической системы, находящейся в определенной природно-климатической и макроэкономической среде.

Наблюдающаяся бессистемность в управлении сельскими территориями приводит к нерациональному размещению производительных сил и другим диспропорциям, тормозит развитие социально-бытовой инфраструктуры, что определяет неэффективность сельской экономики и неблагоприятные условия проживания на селе.

Поэтому вопросы устойчивости развития сельских территорий остаются весьма актуальными, что подтверждает научную ценность и стратегическую направленность данного исследования.

Основной раздел.  Республика Алтай расположена на юге Западной Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа и является приграничной территорией. Республику Алтай в силу природно-климатических особенностей и наличия круглогодичных отгонных пастбищ традиционно относят к региону с агропромышленной ориентацией. 

Угрозы и возможности развития сельского хозяйства и АПК Республики Алтай определяются внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы развития выражаются в уровне накопленного потенциала и его структуры, а также в структуре отрасли в целом. Анализ показал, что, не смотря на рост в сельском хозяйстве, наблюдавшийся в последнее десятилетие, для сельского хозяйства характерен ряд негативных диспропорций:

- между различными формам хозяйствования;
- между подотраслями сельского хозяйства;
- между потребностями в конечном продукте и ресурсным обеспечением производственных процессов.
Внешними факторами развития, которые обусловят развитие АПК региона в будущем, являются:
- рост спроса на недорогое сельскохозяйственное сырье и продовольствие отечественного производства;
- увеличение туристского потока в регионе;
- формирование рыночного сегмента на продукты, способствующие поддержанию здоровья;
- усиление конкуренции на рынке со стороны крупных производителей – агрохолдингов;
- сохранение системы государственной поддержки сельского хозяйства.

Систематизировать внутренние и внешние факторы для стратегического видения развития отрасли  позволяет такой метод стратегического анализа, как SWOT – анализ.SWOT – анализ АПК Республики Алтай позволит сделать вывод о преимуществах и возможностях развития отраслей АПК, а так же разработать стратегические решения по укреплению слабых сторон региона и предотвращению влияния возможных угроз извне.

Результаты проведенного SWOT – анализа продемонстрированы в первичной матрице (таблица 1). Помимо перечня сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз была проведена их экспертная оценка, которая позволяет соизмерить все факторы, которые повлияют на развитие отрасли в будущее десятилетие.   

Таблица 1– Матрица балльного SWOT – анализа АПК Республики Алтай

 

tab1 

 

Как видно из таблицы 1, максимальная суммарная интегрированная оценка достигнута в поле слабых сторон и возможностей, что говорит о необходимости разработки стратегии укрепления сильных сторон АПК региона для реализации представленных возможностей.  Одновременно необходимо снизить влияние слабых сторон и внедрять  механизмы государственного регулирования для предотвращения возможных угроз.  

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Алтай, формирующими продовольственный рынок, трудовой и поселенческий потенциал территории региона. Актуальность разработки направлений  устойчивого развития  села Республики Алтай обусловлено еще и тем, что 75% населения региона проживают в сельской местности. Настоящие направления  устойчивого развития  села разработаны в соответствии с принципами системности и комплексности и учитывают  стратегические ориентиры социально-экономического развития Республики Алтай, выраженные в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай № 60 от 13 марта 2018 года, а  также отвечает требованиям, установленным в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (в редакции от 31.12.2017 г.).

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения в селах Республики Алтай требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, сохранения традиционного уклада жизни с одновременным повышением уровня комфортности условий жизнедеятельности в селах. Высокий удельный вес сельского населения в общей численности населения Республики Алтай обуславливает приоритетность в стратегических решениях комплексного и устойчивого развития сельских территорий, полноценного инфраструктурного обустройства села.

Стратегическими направлениями  устойчивого развития  села выступают:

- развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности;
- развитие социальной инфраструктуры в сельской местности;
- повышение  уровня  занятости  сельского  населения;
- улучшение  жилищных условий в селах;
- оптимизация территориального размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.
 
Мероприятиями по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности являются: 
- строительство объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры (систем водоснабжения, в том числе локальных, распределительных газовых сетей, автомобильных дорог, систем водоотведения и др.); 
- снабжение  населения качественной питьевой  водой, соответствующей действующим санитарным нормам, за счет разработки и осуществления комплекса мероприятий по технологии ее подготовки;
- уменьшение загрязнения окружающей природной среды за счет строительства и реконструкции систем водоотведения;
- повышение уровня и качества  электроснабжения, в том числе за счет  внедрения энерго-, ресурсосберегающих технологий и развития альтернативной энергетики.
 
Мероприятиями по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности являются: 
- поддержка инициатив сельских граждан, направленных на развитие сельских территорий и реализацию социально значимых проектов, в том числе грантовая; 
- строительство объектов социальной инфраструктуры (ФАП, плоскостные спортивные сооружения, сельские дома культуры и др.); 
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел;
- использование механизмов государственно-частного партнерства при создании условий для организации досуга и обеспечения жителей сел услугами организаций культуры;
- ввод в действие общеобразовательных организаций в сельской местности;
- дальнейшая поддержка физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в сельской местности;
- формирование культурного облика села: капитальный ремонт библиотек, клубных учреждений.
 
Мероприятиями по повышению  уровня  занятости  сельского  населения являются: 
- сохранение и создание новых рабочих мест путем расширения  сфер  деятельности  малого  и  среднего  бизнеса  и самозанятости населения;
- грантовая поддержка предпринимательских инициатив граждан, проживающих в сельской местности, в том числе грантовая поддержка народных промыслов и ремесел;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений, в отношении объектов производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции;
- укрепление связей профессиональных учебных заведений с сельскохозяйственными предприятиями в части совместной работы по подготовке кадров, для повышения уровня и качества подготовки кадров сельскохозяйственного профиля с учетом требований работодателей;
- поддержка проектов в приоритетных отраслях сельского хозяйства путем генерации и реализации «якорных» проектов;
- развитие сельского туризма и «зеленого» туризма;
- производство продуктов питания для туристов (экологически чистых овощей, фруктов, молочных продуктов и т.л.)
- развитие агропищевого производства и биофармацевтики.
 
Мероприятиями по улучшению жилищных условий в селах являются: 
- строительство быстровозводимого, малоэтажного и благоустроенного жилья в сельской местности;
- улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, путем распределение субсидий на обеспечение их улучшения; 
- реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
 
Мероприятиями по оптимизации территориального размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей являются: 
- повышение качества ландшафтного планирования земель как условия для комфортного ведения бизнеса и жизнедеятельности сельского населения;
-создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в  сельскохозяйственные отрасли  РА; 
- привлечение инвестиций в рамках сотрудничества с сибирскими регионами и приграничными странами; 
-расширение конкурентных преимуществ отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
- обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и переработки.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общереспубликанского процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, повышению благосостояния сельского населения.
 
Перечисленные мероприятия позволят реализовать стратегические направления и обеспечить:
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
- привлечение и закрепление для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физической культуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- повышение уровня образования учащихся сельских общеобразовательных школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность выпускников на рынке труда;
- повышение уровня и качества электро- и водоснабжения, обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью;
- улучшение жилищных условий проживания работников в сельской местности.

Стратегические мероприятия предусматривают развитие села как единого социально-экономического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические и культурные функции. Также их реализация будет иметь благоприятные экологические последствия.  Это обусловлено тем, что при разработке конкретных проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды уже на стадии проработки технико-экономического обоснования проекта. Это позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве материалов с предельно допустимыми концентрациями вредных веществ. Для этого должно быть предусмотрено согласование технической документации на использование строительных материалов и конструкций с местными органами по охране природы.

На развитие села положительное влияние оказывает и сфера туризма.  Экономическая связь между ними тесная, прежде всего из-за возрастающего спроса на продукты питания в целом, и спроса на продукты питания местных производителей, отличающихся экологичностью. Рост туристского потока и перспективы его дальнейшего увеличения являются позитивным фактором развития регионального агропромышленного комплекса через механизмы внутреннего спроса.

Одним из главных ресурсов, необходимых для устойчивого развития  сел Республики Алтай, являются кадры. Именно от наличия кадров, соответствующих по количественным и качественным характеристикам потребностям экономики региона, зависят возможности освоения новых видов сельскохозяйственной продукции, организации их переработки и новых видов производства, обеспечиваются условия повышения качества и конкурентоспособности продукции АПК, повышения эффективности инвестиционных и инновационных проектов, а также возможности повышения уровня жизни населения в сельской местности.

По данным прогноза обеспеченности трудовыми ресурсами реального сектора экономики ежегодная потребность в кадрах в сельском хозяйстве с учетом выбытия составляет 850 человек.

Развитие кадрового потенциала в сельском хозяйстве и АПК Республики Алтай должно быть направлено на:
- повышение престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни; 
- создание условий по привлечению и закреплению молодых специалистов и молодых рабочих;
 - повышение профессионального уровня рабочих и служащих организаций агропромышленного комплекса.
 
С целью обеспечения кадрами АПК Республики Алтай и повышения их квалификации  необходимо решение следующих задач:
- прогнозирование и мониторинг потребности в кадрах в соответствии с целями и задачами развития АПК Республики Алтай;
- определение требований к компетенциям рабочих и специалистов, необходимых в АПК;
- формирование профессиональной структуры подготовки кадров,
непрерывное образование специалистов АПК;
- обучение фермеров, глав личных подсобных хозяйств основам оптимальной организации сельскохозяйственного производства, организации эффективного кормообеспечения и технологии содержания животных, возможностям получения инвестиционных ресурсов и т.д.

Часть потребности в кадрах может быть обеспечена за счет подготовки кадров в таких учебных заведениях Республики Алтай как АПОУ РА «Майминский сельскохозяйственный техникум», АПОУ РА «Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий», ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», Аграрный колледж Горно-Алтайского государственного университета.

Подготовка кадров по переработке и производству продукции для биофармацевтического кластера, организации и производству молочной и мясной продукции, специалистов в области рыбоводства может быть осуществлена путем организации взаимодействия с учреждениями высшего образования соседних регионов: Алтайского края, Новосибирской области (АГАУ, НГАУ: садоводство, зоотехния, природообустройство и водопользование), Кемеровской области (Кемеровский ГСХИ: сельское и рыбное хозяйство) и другими регионами Российской Федерации на принципах целевого обучения.

Непрерывное образование специалистов сельского хозяйства и АПК, глав фермерских (крестьянских) хозяйств обеспечить с помощью системы курсов повышения квалификации или выездных краткосрочных семинаров по отдельным направлениям: экономика сельского хозяйства и АПК, право, современные агротехнологии и их применение, ветеринария, зоотехния и др.

Предусмотреть возможность проведение мастер-классов, обучение и передачу опыта фермеров в передовых хозяйствах Республики Алтай и соседних регионов.

С целью более широкого привлечения к обучению предусмотреть субсидирование оплаты образовательных услуг. Обеспечить повышение квалификации не менее 30% руководителей фермерских (крестьянских) хозяйств.

Разработать и реализовать  подпрограмму «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Республики Алтай», в которой предусмотреть  государственную поддержку кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

Одним из важнейших ресурсов в сельской местности выступают также земельные ресурсы, поэтому их рациональное использование имеет большое значение в экономике сельского хозяйства и региона в целом. В сельском хозяйстве получение продукции связано с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования. 

Увеличение объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции возможно только на основе восстановления и поддержания экологически устойчивого уровня плодородия почв. 

Основные направления рационального использования земельных ресурсов связаны с решением ряда задач и проведения необходимых мероприятий.

1.Обеспечение и поддержание почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий региона:
- внедрение противоэрозионных систем земледелия;
- внедрение почвозащитных кормовых севооборотов;
-внесение органических удобрений в среднем за год в пересчете на подстилочный навоз на дерново-подзолистых суглинистых почвах– 10-12 т/га, на черноземах в зависимости от подтипа – 4-8, каштановых – 4-5 т/га с целью обеспечения бездефицитного баланса гумуса;
-внедрение системы точного (или устойчивого) земледелия.
 
2. Обеспечение высокой продуктивности сенокосов и пастбищ:
- оптимизация структуры животноводства в соответствии с природно-климатическим потенциалом территории;
- установление емкости пастбищ, т. е. определение количества животных которых можно выпасать на данной площади пастбищ;
- разработка системы ведения животноводства в соответствии с современными требованиями и экологической нагрузкой на сельскохозяйственные угодья;
- перевод молочного стада на стойловое или смешанное (пастбищно-стойловое) содержание;
- внедрение системы пастбищеоборота;
- внедрение системы сенокосооборота;
- установление сроков первоначального выпаса скота весной и срока окончания пастьбы осенью;
- определение оптимальной высоты скашивания травы; 
- выбор способов использования пастбищ в течение одного пастбищного сезона и по годам; 
- установление техники стравливания травы;
- оборудование пастбищной территории, выбор распорядка пастбищного дня.
 
3. Оптимизация структуры агроландшафта:
- оживление оборота сельскохозяйственных земель за счет привлечения новых, более активных собственников; 
- осушение заболоченных кормовых угодий;
-орошение пастбищ (дождевание с применением дождевальных машин или сплошное затопление на 1-2дня).
 
4. Восполнение дефицита питательных веществ:
- расширение площадей возделывания бобовых культур в полевых севооборотах;
- выращивание и запашка сидеральных культур;
- внесения органических удобрений.
 
5. Предотвращение развития водной эрозии: 
- внедрение противоэрозионных систем земледелия;
- внедрения почвозащитных кормовых севооборотов.

Учитывая, что 71% сельскохозяйственных угодий (по данным министерства сельского хозяйства Республики Алтай) находятся в собственности сельхозпредприятий, организаций и граждан, полагаем, что планируемые мероприятия по улучшению использования земельных ресурсов необходимо проводить при использовании инструментов финансовой поддержки в прямой и косвенной формах, организационно-методической и имущественной поддержке, мер прямого государственного воздействия.  

Считаем, что достижение вышеизложенных направлений устойчивого развития  села в Республике Алтай обеспечит создание в регионе прочной и устойчивой производственно-социальной базы, включающей в себя как благоприятные возможности для развития деловой активности и ведения бизнеса, так и отвечающие современным требованиям условия для проживания, труда, обучения, поддержания здоровья и отдыха сельского населения.

Заключение. В современных условиях повышение устойчивости развития сельских территорий обусловлено решением всего комплекса проблем с учетом не только социально-экономического, но и инвестиционного, природно-ресурсного, историко-культурного и экологического потенциала сельских муниципальных образований. В настоящее время в развитии сельских территорий преобладает узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села при отсутствии целостной стратегии. 

Исследования показали, что устойчивость развития социально-экономических систем большинства муниципальных районов Республики Алтай формируется «снизу-вверх» и определяется степенью развития  сельского хозяйства. При этом реальное устойчивое развитие происходит тогда, когда предприятия реализуют внутренние ресурсы: инновации, совершенствование материально-технической базы, повышение мотивации труда и воспроизводство кадров. Полученные результаты свидетельствуют о гармоничном развитии обеих составляющих социально-экономической системы, что предполагает решение задач в рамках достижения целей стратегии развития муниципального района.

В современной социально-экономической ситуации человеческий капитал приобретает важную и определяющую роль, поскольку является одним из главных факторов как экономического роста, так и социального благополучия общества.

В результате реализации предлагаемых стратегических направлений будут созданы условия, которые позволят сохранить кадровый потенциал в сельском хозяйстве республики, обеспечить рост сельскохозяйственного производства, а также положительные сдвиги в решении жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских муниципальных образований, доступности сельским жителям получения качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий.

 

Библиографический список

1) Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Алтай № 60 от 13 марта 2018 года. Режим доступа: http://mineco04.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-.php.

2) Постановление Правительства Республики Алтай «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 28 сентября 2012 года №242. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473313505

3) Кластерный подход в развитии сельского хозяйства и АПК (на материалах Республики Алтай): монография / Р.Т. Адарина [и др.] – Горно-Алтайск, БИЦ ГАГУ, 2017.- 139 с.

4) Полтарыхин А.Л. Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства /  А. Полтарыхин, А. Тарасова // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014.  - № 6. - С. 74-77.

5) Стрельцова, Т. А. Рекомендации по использованию адаптированных в Горном Алтае сортов картофеля: методические рекомендации / Т. А. Стрельцова. - Электрон.текстовые дан. - Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. - 63 с. - Режим доступа: http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2224:strelcova-18&catid=13:plant&Itemid=168.

 

Bibliography

1) The strategy of socio-economic development of the of Altai Republic for the period up to 2035, approved by the Decree of the Government of the Altai Republic № 60 dated March 13, 2018. Access mode: http://mineco04.ru/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-.php.

2) Decree of the Government of the Altai Republic «On approval of the state program of the Altai Republic «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food» September 28, 2012 №242. Mode of access: http://docs.cntd.ru/document/473313505

3) Cluster approach in the development of agriculture and agribusiness industry  (on the materials of the Altai Republic): monograph / R.T. Adarina [et al.] – Gorno-Altaisk, BIC GAGU, 2017.- 139 p.

4) Poltarykhin A.L. Strategic directions of development of the regional branch of maral husbandry / А. Poltarykhin, A. Tarasova // International Agricultural Journal. 2014. - № 6. - p. 74-77.

5) Streltsova, T. A. Recommendations for the use of potato varieties adapted in Gorny Altai: guidelines / Т. А. Streltsova. - Electronic text data. - Gorno-Altaisk: BIC GAGU, 2018. - 63 p. - Mode of access: http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2224:strelcova-18&catid=13:plant&Itemid=168.

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(121) УЭкС, 3/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516