Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Минимизация издержек на дополнительное профессиональное образование

Предпринимательство | (94) УЭкС, 12/2016 Прочитано: 174 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Авилкина Светлана Викторовна
  • Дата публикации:
    31.12.16
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Рязанский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Минимизация издержек на дополнительное профессиональное образование

Minimization of costs for additional professional education

Авилкина Светлана Викторовна

Avilkina Svetlana Viktorovna

кандидат педагогических наук, доцент/

директор

Рязанский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

s.avilkina@gmail.com

Аннотация: В работе представлены результаты исследования факторов, оказывающих влияние на общие издержки образовательной организации на обучение одного слушателя по программе дополнительного профессионального образования. Предложена экономико-математическая модель, описывающая условия минимизации общих издержек на обучения.

Abstract: This paper presents the results of a research of the factors exerting impact on total costs of the educational organization on training of one listener for the program of additional professional education are provided. The economic-mathematical model describing conditions of minimization of total costs on training is offered.

Ключевые слова издержки на обучение, дополнительное профессиональное образование, экономико-математическое моделирование.

Keywords costs for training, additional professional education, economic-mathematical modeling.

Введение

Система дополнительного профессионального образования дает возможность приобретать и обновлять знания, необходимые для выполнения работы в условиях постоянного роста требований к квалификации работника. Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей человека в течение всей его жизни для обеспечения соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в форме дополнительного профессионального образования (статья 76). Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП), которые подразделяются на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки [4].

Потребителями таких образовательных услуг являются как частные лица, так и предприятия разных форм собственности, государственные учреждения. При этом зачастую количество работников, направляемых на обучение, лимитируется имеющимися на эти цели средствами и не реальной потребностью организации в повышении квалификации сотрудников. Потому актуальным является разработка инструментария, позволяющего проводить экономический анализ факторов, влияющих в конечном итоге на стоимость обучения для конечного потребителя и ценовую доступность образовательных услуг.

Основной раздел

На основе затратного подхода рассмотрим методику оценки издержек образовательной организации при проведении обучения по дополнительной профессиональной программе.

Общие издержки на обучения одного слушателя по программе дополнительного профессионального образования складываются из издержек образовательной организации на реализацию программы и зависят в свою очередь от ряда факторов, таких как :

  • место проведения обучения;
  • вид программы;
  • форма обучения (очно, заочно, очно-заочно)
  • продолжительность обучения;
  • количество слушателей в одной группе;
  • количество подгрупп;
  • технология обучения (традиционная, дистанционная, смешанная);
  • вид занятий (лекции, семинары, стажировка, деловая игра и т.п.);
  • необходимость технических средств для обучения;
  • статус образовательной организации;
  • уровень квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • наличие / отсутствие разработанной дополнительной профессиональной программы;
  • потребность / отсутствие потребности в обеспечении питанием слушателей;
  • количество и качество раздаточного материала для слушателей;
  • необходимость методического и управленческого сопровождения программы ДПО;
  • вид выдаваемого документа и затраты образовательной организации на изготовление бланков документов.

Разрабатывая дополнительную профессиональную программу, сотрудники образовательной организации могут влиять на указанные выше факторы, оптимизируя экономические издержки на повышение квалификации.

Общие издержки на реализацию дополнительной профессиональной программы представляют собой сумму издержек по различным видам работ и материальных затрат, которые осуществляются в процессе подготовки и непосредственного проведения обучения образовательным учреждением. В общем виде общие издержки на реализацию дополнительной профессиональной программы могут быть представлены как:

av1

где TC– общие издержки, FC – постоянные издержки, VC - переменные издержки. При этом (FCi +VCi) определяется по каждому виду отдельно понесенных затрат.

Можно предложить такую трактовку компонентов из которых складываются общие затраты на обучение:

FC1 +VC1 - издержки на содержание (аренду) помещения, используемого для проведения обучения;

FC2 +VC2 - издержки на коммунальные платежи;

FC3 +VC3 - издержки на разработку или приобретение содержания дополнительной профессиональной программы, которое определяется образовательной программой;

FC4 +VC4 - издержки на заработную плату и налоги на заработную плату преподавательского состава;

FC5 +VC5 - издержки на транспортные расходы, проживание в гостинице, сопровождение преподавательского состава в случае проведения обучения иногородними специалистами;

FC6 +VC6 - издержки на методическое и управленческое сопровождение программы;

FC7 +VC7 - издержки на обеспечение слушателей различными видами раздаточного материала;

FC8 +VC8 - издержки на обеспечение питания слушателей, представительские расходы;

FC9 +VC9 - издержки на изготовление бланков документов;

FC10 +VC10 - издержки на рекламную кампанию.

Общие издержки на обучение одного слушателя по дополнительной профессиональной программе определяются как отношение общих издержек на реализацию программы к количеству слушателей в группе:

TC_1 = ТС / Q,       (2)

где TC_1 - общие издержки на обучение одного слушателя;

Q – количество слушателей в группе.

Задача по минимизации общих издержек на обучения одного слушателя по дополнительной профессиональной программе может быть выражена следующей математической моделью:

av2

В соответствии с условиями данной модели, для снижения издержек на обучение одного слушателя, необходимо минимизировать постоянные и переменные затраты на обучение (4) и/или увеличивать количество обучающихся (5).

Рассмотрим несколько вариантов решения данной системы.

  1. TC = const

Если ТС = const, то функция TC_1 = ТС / Qопределена на множестве натуральных чисел (QЄ N) и демонстрирует динамику уменьшения издержек на обучение одного слушателя при увеличении количества слушателей в группе (рис. 1). На рисунке 1 представлен частный случай: при TC = const= 1000 руб.

При неизменных издержках на обучение одной группы снизить общие издержки на обучение одного слушателя можно за счет увеличения количества слушателей в одной группе. Причем вековая эволюция образования идет именно в направлении увеличения количества обучающихся, приходящихся на одного педагога, т.е. снижения стоимости образования, с увеличением его доступности. Педагогика средневековья была основана на индивидуальном обучении избранных. С ХVI века происходит становление классно-урочной системы обучения, теоретическое обоснование которой дал Ян Амос Коменский. Он разработал систему, при которой учащиеся для проведения занятий группируются в коллективы, все учащиеся работают над освоением одного и того же материала, выделяется лимитированный по времени и содержанию урок, один преподаватель обучает сразу десятки учеников. В эпоху промышленной революции, когда резко возросла потребность в образованных людях, классно-урочная система стала прогрессивным методом, позволяющим дать образование большому количеству людей, несмотря на то, что качество такого общественного обучения было ниже по сравнению с обучением индивидуальным. Более четырехсот лет обучение ведется по принципам классно-урочной системы. Её основные элементы являются базовыми и сейчас при традиционном обучении, в том числе в высшей школе.

Источник: составлено автором.

av3

Рис. 1 - Зависимость издержек на обучение одного слушателя от количества слушателей в группе (при TC = const= 1000 руб.)

Развитие информационно-коммуникационных технологий, создание Internet, появление e-Learning привело к революции в педагогике. Появилась возможность в течение нескольких месяцев, используя технические средства, обучить такое количество людей, которое в классе педагог не мог бы обучить за всю жизнь.

Например, создатели образовательной платформы Coursera транслируют при помощи сети Интернет курсы, которые читают светила мировой науки. Проект был основан в 2012 году двумя профессорами факультета информатики Стэнфордского университета, которые захотели поделиться своими знаниями и опытом со всем миром. Daphne Koller и Andrew Ng начали транслировать свои курсы online для всех желающих.

Сейчас Coursera предлагает три уровня образовательных продуктов:

  • Courses – курсы продолжительностью 4-6 недель, которые включают записанные видеолекции, задания, указания по участию в общественных дискуссионных форумах (цена около $ 29- $ 99);
  • Specializations – курсы продолжительностью 4-6 недель, которые направлены на освоение определенных навыков, необходимых для карьеры по определенной специализации (цена $ 250- $ 500);
  • Online Degrees гибкие, доступные через Интернет образовательные программ в области бизнеса, информатики разработанные университетами-партнерами, продолжительностью 1-3 года. Освоение данных программ засчитывается при присвоении степени аккредитованного магистра (цена $ 15- $ 25,000).

Широкая доступность курсов и приемлемая цена обучения обеспечена увеличением количества обучающихся: в 2016 году в качестве курсистов Coursera зарегистрированы более 22 миллионов человек во всем мире [5].

Гарвардский университет и Массачусетский институт технологии (MIT), объединив усилия, также приступили к созданию современных online-курсов для студентов всего мира, о чем заявили на пресс-конференции в Кембридже 2 мая 2012 года.О запуске совместного проекта дистанционного online-обучения edX сообщается на сайтах учебных заведений и самого проекта.Образовательная платформа предусматривает видеозанятия, встроенные опросы, мгновенную обратную связь с преподавателями. Каждый из университетов вложил в проект по 30 млн. долларов. К проекту планируется привлечь до миллиарда студентов по всему миру. Обучение в edX будет бесплатным, однако учащиеся, показавшие хорошие результаты и желающие получить соответствующий сертификат, должны будут внести за него небольшую плату [2].

  1. Q = const, (FCi +VCi )               min

При уменьшении затрат на организацию и проведение обучения всегда возникают риски, связанные с возможностью снижения качества образовательного процесса. Например, снижение издержек по параметру FC4 +VC4 (издержки на заработную плату и налоги на заработную плату преподавательского состава) может предполагать следующие мероприятия:

-уменьшение количества учебных часов в образовательной программе;

-снижение квалификации преподавательского состава, т.к. высококвалифицированный педагог получает большую оплату за один академический час, чем менее квалифицированный.

В большинстве случаев при таких нововведениях эффективность обучения снижается. Поэтому важен тщательный анализ образовательных технологий, применение которых позволит снижать затраты на организацию и проведение обучения при сохранении заданного уровня качества образования. Поскольку в этой статье мы уже упоминали об обучении с использованием Интернет-технологий, продолжим анализ технологии дистанционного обеспечения в аспекте влияния на издержки образовательной организации.

При дистанционном обучении могут снизится следующие издержки:

VC1 - переменные издержки на аренду помещения, используемого для проведения обучения; VC2 - переменные издержки на коммунальные платежи; FC5 +VC5 - издержки на транспортные расходы, проживание в гостинице, сопровождение преподавательского состава в случае проведения обучения иногородними специалистами; FC8 +VC8 - издержки на обеспечение питания слушателей и т.п.

В тоже время внедрение дистанционных технологий обучения может увеличить следующие издержки:

FC3 +VC3 - издержки на разработку или приобретение содержания дополнительной профессиональной программы;

FC6 +VC6 - издержки на методическое и управленческое сопровождение программы;

FC10 +VC10 - издержки на рекламную кампанию.

Могут появиться новые виды издержек, например, на пересылку слушателям итоговых документов, свидетельствующих об освоении дополнительной профессиональной программы. Внедрение новых способов обучения, требует как экономического анализа издержек, так выявления отношения потенциальных обучающихся (потребителей образовательной услуги). Например, в рамках проведения мониторинга эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был исследован вопрос отношения руководителей органов государственной власти к дистанционному обучению. Результаты исследования представлены на рис.2-5.

Источник: составлено автором.

 

av4

Рис. 2 – Отношение к утверждению «Это обучение позволяет экономить время на проезд», в % к общему количеству анкетируемых.

av5

Источник: составлено автором.

Рис. 3 – Отношение к утверждению «Это обучение позволяет экономить бюджетные средства», в % к общему количеству анкетируемых.

av6

Источник: составлено автором.

Рис. 4 – Отношение к утверждению «Это обучение эффективно только при высокой мотивации обучающегося», в % к общему количеству анкетируемых.

av7

Источник: составлено автором.

Рис. 5 – Отношение к утверждению «Это обучение эффективно только при хороших технических условиях связи», в % к общему количеству анкетируемых.

Заключение

Система дополнительного профессионального образования позволяет взрослому человекув течение жизни получать навыки, необходимые для работы в области новых технологий, в обществе, построенном на знаниях.Предложенная экономико-математическая модель является инструментом для выявления технологий и способов обучения, которые делают дополнительное профессиональное образование более доступным и эффективным. Рост интеллектуального потенциала трудоспособного населения в перспективе может влиять на повышение производительности труда и будет способствовать повышению экономических показателей развития страны.

Библиографический список

  1. Авилкина С.В. Оценка эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование персонала компании // Креативная экономика. — 2016. — Том 10. — № 12. — doi: 10.18334/ce.10.12.37110
  2. Американские вузы объявили о "революции" в онлайн-обучении / Агентствоlenta.ru- Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2012/05/03/edx/
  3. Колемаев В.А. Экономико-математическое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 295с. 
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  5. АboutСOURSERA. Образовательная платформа Coursera. Режимдоступа: https://about.coursera.org/

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016

№ регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.   ISSN: 1999-4516