Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Анализ налоговых поступлений субъектов дальневосточного федерального округа, с использованием иас «налоги рф»

Инновации.Инвестиции | (62) УЭкС, 2/2014 Прочитано: 24884 раз
(2 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    И.М.Косарев,
  • Дата публикации:
    25.02.14
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    НОУ «Институт экономики и предпринимательства» (НОУ «ИНЭП»)

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИАС «НАЛОГИ РФ»

ANALYSIS OF TAX INCOME FOR DAL'NEVOSTOCHNYJ FEDERAL DISTRICT USING IAS «TAXES RF»

И.М.Косарев, 

аспирант

Института экономики и предпринимательства,г. Москва,

 il.kosarev@mail.ru 

Kosarev I.M.,

post graduate student of Institute Economy and Business 

Аннотация:

Целью данной работы является анализ налоговых поступлений субъектов Дальневосточного федерального округа в 2012 году, с использованием функциональных возможностей разработанной информационно-аналитической системы (ИАС) «Налоги РФ».

 Ключевые слова: информационная система, статистические данные, налоги, налоговый доход, структура налоговых доходов.

Summary:

The target of this work is an analysis of taxes income for Dal'nevostochnyj federal district in 2012 using functional of information analytical system «Taxes RF».

Keywords: Information system, statistical data, taxes, tax income, structure of tax incomes.

Используя современные информационные технологии в области анализа налоговых поступлений и социально-экономических показателей для субъектов Российской Федерации можно существенно увеличить скорость обработки исходных данных. Это могут быть предоставляемые Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ), такие как  отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей (формы 1-НМ, 1-НОМ) [1],  а также социально-экономические показатели регионов, предоставляемые  Федеральной службой государственной статистики [2].

Представленные на сайте ФНС РФ данные формы статистических налоговых отчетностей  № 1-НМ и № 1-НОМ являются свободно распространяемыми и могут быть использованы для научных исследований. Несмотря на то, что статистические налоговые отчетности, размещаемые  на сайте www.nalog.ru  представлены в регламентированных ФНС РФ  формах, их сбор, обработка и дальнейший анализ в научных и учебных целях затруднителен. Для консолидации вышеперечисленных данных и упрощения их дальнейшего исследования, было принято решение о создании информационно-аналитической системы (ИАС) «Налоги РФ» [3]. Создание и использование информационно-аналитической системы «Налоги РФ»  позволило перевести проводимые исследования на более высокий качественный уровень. Существенно увеличилась скорость и  качество прикладных  аналитических исследований в данной научной области.

Рассмотрим работу  ИАС «Налоги РФ» на примере Дальневосточного федерального округа.  В таблице 1 представлены данные описывающие  структуру налогового дохода в ДВФО в 2012 году. В графе «код налога» описан соответсвующий налогу код в форме № 1-НМ, также в таблице приведено сокращенное название налога, так как оно дается в ИАС «Налоги РФ».

Таблица 1

Структура налогового дохода в ДВФО в 2012 году

Название вида налога или сбора

Код налога

Сокр. название налога

Налоговый доход, в тыс. руб.

Налог на доходы физических лиц

1130

НДФЛ

134 133 488

Налог на прибыль организаций

1040

НП

120 740 941

Налог на добычу полезных ископаемых

1730

НДПИ

26 470 858

Налог на имущество организаций

1570

НИОрг

25 888 137

Акцизы

1220

Акцизы

19 169 751

Налог на добавленную стоимость

1210

НДС

17 202 299

Упрощенная система налогообложения

3300

УСН

11 586 333

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3400

ЕНВД

6 170 004

Земельный налог

1630

НЗемл

4 421 114

Транспортный налог

1590

НТ

3 938 162

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

1820

СборЖивМ

1 635 427

Государственная пошлина

1840

ГосПош

1 199 031

Налог на имущество физических лиц

1520

НИФЛ

756 347

Единый сельскохозяйственный налог

3500

ЕСХН

422 124

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию российской федерации из республики Беларусь

1430

НДСБел

251 399

Поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1970

ПостЗадолПере

121 590

Водный налог

1810

НВодный

103 487

Налог на игорный бизнес

1610

НИБ

3 705

Акциз Беларусь

1440

АкцБел

4

Итого

   

374 214 201

На основе данных таблицы 1 построим диаграмму (рис. 1) отображающую структуру налоговых поступлений по видам налогов в Дальневосточном федеральном округа.

ak1

Рис.1. Структура совокупного наогового дохода в ДВФО в 2012 г.

Данные  рисунка  1 свидетельствуют о том, что в 2012 г. основную часть консолидированного бюджета ДВФО формируют следующие  виды налогов и сборов: налог на доходы физических лиц (36%), налог на прибыль орагнизаций (32%), налог на добычу полезных ископаемых (7%), налог на имущество организаций (7%), акцизы (5%),  налог на добавленную стоимость (5%), упрощенная система налогообложения (3%), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (2%), земельный налог (1%). Оставшиеся  виды налогов и сборов принесли  менее 1% от общего налогового дохода ДВФО.

Рассмотрим федеральный округ в разрезе совокупного налогового дохода по субъектам и выявим субъект с наивысшей налоговой нагрузкой.  В таблице 2 представлены данные по налоговому доходу (НД) субъектов ДВФО в 2012, а также их доля в процентах по отношению к суммарному  НД федерального округа.

Таблица 2

Суммарный налоговый доход субъектов ДВФО в 2012 г.

Код субъекта

Субъект ДВФО

НД, в тыс. руб.

Доля в НД ДВФО, %

80

Хабаровский край

88 182 827

23,56

77

Республика Саха (Якутия)

76 560 287

20,46

79

Приморский край

70 482 528

18,83

83

Сахалинская область

60 102 445

16,06

81

Амурская область

31 809 779

8,50

78

Камчатский край

20 684 683

5,53

82

Магаданская область

13 051 939

3,49

85

Чукотский автономный округ

9 329 806

2,49

84

Еврейская автономная область

4 009 907

1,07

 

Итого

374 214 201

100,00

На основе данных таблицы 2 построим гистограмму, представленную на рисунке 2. Данная гистограмма визуально показывает  суммарный  налоговый доход субъектов для наглядного сравнения.

ak2

Рис. 2. Налоговый доход субъектов ДВФО в 2012 г.

Из рисунка 2 следует, что в 2012 г. в ДВФО  по налоговому доходу лидируют следующие субъекты: Хабаровский край (23,56%), Республика Саха - Якутия (20,46%), Приморский край (18,83%) и Сахалинская область (16,06%). Остальные  субъекты ДВФО сильно отстают по этому показателю и суммарно принесли в налоговый доход федерального округа чуть более 21-го процента (Амурская область (8,5%),  Камчатский край (5,53%), Магаданская область (3,49%), Чукотский автономный округ (2,49%) и Еврейская автономная область (1,07%).

Рассмотрим более подробно налоговый доход по налогу на доходы физических лиц, так как он лидирует по собираемости в ДВФО. В таблице 3 представлены данные отображающие налоговый доход субъектов ДВФО  по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Таблица 3

Налоговый доход субъектов ДВФО по НДФЛ  в 2012 г.

Код субъекта

Субъект ДВФО

НД по НДФЛ, в тыс. руб.

Доля в НД округа по НДФЛ, %

79

Приморский край

32 786 097

24,44

80

Хабаровский край

28 251 259

21,06

77

Республика Саха (Якутия)

22 818 763

17,01

83

Сахалинская область

14 108 000

10,52

81

Амурская область

13 429 699

10,01

78

Камчатский край

11 099 806

8,28

82

Магаданская область

5 818 272

4,34

85

Чукотский автономный округ

3 496 620

2,61

84

Еврейская автономная область

2 324 972

1,73

 

Итого

134 133 488

100,00

Для наглядного представления данных таблицы 3 построим гистограмму, показанную на рисунке 3. На данном рисунке представлено сравнение налоговых дохода субъектов ДВФО по налогу на доходы физических лиц  в 2012 г.

.ak3

Рис. 3. Сравнение налогового дохода субъектов ДВФО по НДФЛ в 2012 г.

Из рисунка следует, что Приморский край (24,44%), Хабаровский край (21,06%), Республика Саха – Якутия (17,01%), Сахалинская область (10,52%) , Амурская область  (10,01%) и Камчатский край (8,28%) имеют высокую долю в суммарном налоговом доходе ДВФО по НДФЛ в 2012 г. Такие субъекты, как Магаданская область (4,34%), Чукотский автономный округ (2,61%) и Еврейская автономная область (1,73%) принесли менее 9% налогового дохода округа по НДФЛ.

Поскольку Сахалинская и Амурская области имеют схожие показатели по налоговому доходу, принесенному от сбора НДФЛ, но отличаются по доле суммарного  налогового дохода почти в два раза, рассмотрим структуру налогового дохода по видам налогов и сборов в этих субъектах более  подробно и выявим основные  их отличия.

Таблица 4

Сравнение налоговых доходов по видам налогов и сборов в Амурской и Сахалинской областей в 2012 г.

Сокращенное название налога

НД, тыс. руб.

Амурская область

Сахалинская область

АкцБел

0

0

Акцизы

8 491

232 191

ГосПош

130 243

75 975

ЕНВД

647 177

606 290

ЕСН

3 195

24 250

ЕСХН

13 067

186 478

НВодный

13 900

12 957

НДПИ

3 025 789

3 831 176

НДС

(828 747)

49 203

НДСБел

102 782

4 635

НДФЛ

13 429 699

14 108 000

НЗемл

249 497

120 700

НИБ

801

34

НИОрг

2 813 081

2 603 524

НИФЛ

88 638

52 326

НП

10 299 480

35 874 128

НТ

544 588

536 951

ПостЗадолПере

153

248

СборЖивМ

6 180

378 692

УСН

1 264 960

1 428 937

Итого

31 812 974

60 126 695

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе данных таблицы 4 построим диаграмму, представленную на рисунке 4. Диаграмма визуально показывает сравнение налоговых доходов по видам налогов Амурской и Сахалинской областей в 2012 г.

ak4

Рис. 4. Сравнение налоговых доходов по видам налогов и сборов в Амурской и Сахалинской областях  в 2012 г. (коды налогов представлены в Таблице 1)

По рисунку 4 видно, что данные субъекты имеют практический одинаковый уровень налогового дохода по всем налогам, кроме налога на прибыль организации. По налогу на прибыль организаций  Сахалинская область (35 874 128 тыс. руб.) превосходит Амурскую область (10 299 480 тыс. руб.) в 3,4 раза. Данный налог    и создает больший  налоговый доход в Сахалинской области в 2012 г.

         Представленная выше (в виде таблиц и рисунков) информация была сформирована с использованием ИАС «Налоги РФ». Так, например, для того, чтобы сформировать отчет по совокупному налоговому доходу (рис. 1), требуется из главного окна программы открыть конструктор «Абсолютные показатели». Визуальное отображение Главного окна и окна конструктора «Абсолютные показатели» представлено на рисунке 5. Далее необходимо, поставить фильтр отчетов по субъектам выбрав интересующий вариант отчета, федеральный округ и период времени.

ak5

Рис. 5. Главное окно и окно конструктора «Абсолютные показатели» ИАС «Налоги РФ»

После нажатия кнопки «Показать» откроется новое окно (рис. 7) с вариантом отчета, где его можно посмотреть, а также выгрузить информацию в распространенные форматы данных (Word, Excel, PDF).

ak6

Рис. 6. Окно сформированного варианта отчета

Таким образом, созданная информационно-аналитическая система позволяет повысить качество использования имеющихся статистических данных, так как создана  на принципиально новой  технологии обработки информации,  включающей составление и динамическую публикацию отчётов на основании сложных запросов. Это позволит аналитикам,  работающим с данной информационной системой обрабатывать большие объемы информации, не затрачивая при этом времени на сбор и обработку исходных данных. Данная система наполнена статистическими данными по налоговым отчетностям и социально-экономическими показателям, начиная с 2006 года по 2012 гг.

Литература:

  1.     Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.nalog.ru.
  2.      Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Статистический сборник / Росстат. - М., 2012
  3. Косарев И.М. Разработка и использование информационно-аналитической системы «Налоги РФ / А. А. Ксенофонтов, И. М. Косарев // Научно-практический  журнал «Прикладная информатика»,  Вып. 3, - М., 2012. С. 36-45.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516