Ошибка
  • Delete failed: '8754835603416ba5ddd31dbe04334688.php_expire'
  • Delete failed: '8754835603416ba5ddd31dbe04334688.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Система регулирующего воздействия государства как инструмент формирования и развития эффективного креативного класса в инновационной экономике

Теория управления | (38) УЭкС, 2/2012 Прочитано: 19715 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Степанов Александр Аннаярович, Савина Маргарита Витальевна
  • Дата публикации:
    11.02.12
  • № гос.рег.статьи:
    0421200034/0089
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Московский университет имени С.Ю.Витте.

Система регулирующего воздействия государства как инструмент формирования и развития эффективного креативного класса в инновационной экономике

System of regulating influence of the state as the tool of formation and development of an effective creative class in innovative economy

Степанов Александр Аннаярович,

доктор экономических наук, профессор кафедры

менеджмента и маркетинга

Московского университета имени С.Ю.Витте.

Савина Маргарита Витальевна,

д.э.н., профессор кафедры

менеджмента и маркетинга

Московского университета имени С.Ю.Витте.

Stepanov Alexander,

The Doctor of Economics, the professor of chair

Management and marketing

The Moscow university of a name of S.J.Vitte

Savina Margarita,

The Doctor of Economics, the professor of chair

Management and marketing

The Moscow university of a name of S.J.Vitte;

Аннотация

Решение формирования объективных предпосылок для становления и развития креативного класса и инновационной экономики возможно лишь на основе разработки научно обоснованной концепции преодоления системного кризиса в базовых социально-экономических отношениях, обеспечивающих эффективное развитие, как креативного класса, так и инновационной экономики в целом. 

Ключевые слова: государственное регулирование, креативный класс, инновационная экономика. 

Annotation  

The decision of formation of objective preconditions for formation and development of a creative class and innovative economy probably only on the basis of working out of scientifically well-founded concept of overcoming of system crisis in the base social and economic relations providing effective development, both a creative class, and innovative economy as a whole. 

Keywords: state regulation, a creative class, innovative economy. 

Известно, что активное вмешательство государства в развитие экономики многих стран мира было обусловлено необходимостью решения целого ряда крупных социально-экономических проблем и прежде всего предотвращения кризисных явлений в экономике, устранения их негативных последствий, борьбы с монополизмом и инфляцией, организацией нормального денежного обращения и перераспределения доходов, обеспечения занятости и социальной защиты населения, защиты национальных интересов страны и др. т.е., решение вопросов, не входивших в прямые интересы свободного рыночного предпринимательства, но без решения которых в масштабах общества было бы невозможным эффективное развитие экономики. В условиях постиндустриального общества это в полной мере относится и к проблеме регулирующего воздействия государства на процессы становления и развития креативного класса и эффективной инновационной экономики. 

В общеизвестном сознании государственное регулирование представляет собой специфическую форму централизованного воздействия государства на управление развитием экономической системы общества, экономического управления народным хозяйством. 

Государственное регулирование является составной частью экономической политики государства. Его характер и содержание процесса целенаправленного воздействия на экономическую тему общества определяется целями социально-экономической политики. 

Либеральная политика государства в сфере социально-экономических отношений, проводимая на этапе либеральных рыночных преобразований, не способствовала развитию эффективного креативного класса, в результате чего происходила деградация механизмов его формирования и развития. В результате подобной политики значительно сократилась его численность и снизился его качественный уровень. 

Для прошедших десятилетий рыночных преобразований была характерна значительная деградация сложившихся в обществе новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений, а также всей системы отношений собственности, выразившаяся прежде всего в материальном обнищании и нарастании социально-психологической деградации представителей креативного класса, росте их безработицы, запущенном процессе его формирования, развития и использования. 

Изучение системы и механизма регулирующего воздействия государства на развитие инновационной экономики и адекватных ей социально-экономических отношений показало, что она практически не сумела перестроиться и адаптироваться к новым требованиям, новым условиям эффективного развития экономики в постиндустриальном обществе. 

Исследования показали, что главные недостатки существующей системы государственного регулирования в сфере базовых социально-экономических отношений (новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений, а также всей системы отношений собственности), призванных обеспечить эффективное развитие инновационной экономики, сводятся к отсутствию: 

- единых, четко оформленных целей и социально-экономических стратегий формирования и развития эффективного креативного класса, адекватного требованиям инновационной экономики, и прежде всего концепции программы государственной политики по созданию эффективной инновационной экономики; 

- комплекса мер по должной организации соответствующей системы формирования социально-экономических отношений на государственном уровне, обеспечивающих необходимые предпосылки и факторы для интенсивного развития креативного класса; 

- эффективной системы экономических, правовых, административных методов регулирующего воздействия государства на формирование системы базовых социально-экономических отношений, обеспечивающих развитие инновационной экономики; 

- действенной поддержки со стороны государства представителей креативного класса; 

- системы достаточно результативных мер по управлению развитием инновационными процессами, а также процессами восстановления инновационно-технологической, инновационно-образовательной и социальной инфраструктуры эффективного развития креативного класса; 

- механизмов эффективных взаимоотношений между обществом, государством, правящими классами и элитами, собственниками средств производства и представителями ведущего производительного класса общества – креативного класса, – обеспечивающих эффективное развитие инновационной экономики по пути социального и экономического прогресса. 

Изучение отечественного и зарубежного опыта показало, что эффективное решение формирования объективных предпосылок для становления и развития креативного класса и инновационной экономики возможно лишь на основе разработки научно обоснованной концепции преодоления системного кризиса в базовых социально-экономических отношениях, обеспечивающих эффективное развитие, как креативного класса, так и инновационной экономики в целом. 

Известно, что цивилизованные социально-экономические отношения не формируются и не складываются в обществе сами по себе. Анализ генезиса и содержания новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических, социально-трудовых отношений и отношений собственности в различных экономически развитых странах мира с эффективной инновационной экономикой позволяет сделать вывод о том, что система этих отношений прежде чем принять современные цивилизованные формы прошла большой и сложный путь, постоянно изменяясь и совершенствуясь. 

На основе изучения и обобщения опыта регулирующего воздействия государства в экономически развитых странах нами уточнены сущность и содержание государственного регулирования базовых социально-экономических отношений, обеспечивающих развитие высокоэффективной инновационной экономики, как системы централизованного воздействия государства на процессе непрерывного поиска баланса социально-экономических и политических интересов между обществом, правящими элитами, бизнесом и ведущим производительным классом по поводу инновационного пути развития общества.  

Такая система государственного регулирования в условиях становления инновационной экономики должна развиваться под сознательным воздействием правящих классов и элит с учетом общественного необходимых интересов всех социальных слоев общества. 

Государство в условиях инновационной экономики – это не пассивный элемент по отношению к обществу. Его право – распоряжаться налогами, кредитами, льготами, государственными предприятия и т.п. в сочетании с государственной властью дают ему возможность выступать в качестве активного субъекта формирования и совершенствования социально-экономических отношений и прежде всего новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений и отношений собственности. 

Учитывая своеобразность сложившихся экономических и социально-экономических отношений, в значительной степени их антисоциальную, криминально-социальную и криминальную направленность, сформировавшуюся в условиях переходной экономики рыночной ориентации, государство на этапе становления инновационной экономики должно не только сохранить, но и усилить роль регулятора распределительных и перераспределительных отношений в целях социально ориентированной направленности развития общества по пути прогресса.  

Задача государства состоит в создании объективных политических, экономических, социальных, организационных и иных предпосылок для становления сильного и эффективного ведущего производительного класса инновационной экономики – креативного класса.[2; 3]  

Формирование системы цивилизованных социально-экономических отношений (новационно-технологических, новационно-образовательных, социально-трудовых отношений, отношений собственности и др.), способных обеспечить эффективное формирование, развитие и функционирование ведущего производительного класса общества – креативного класса – на основе регулирующего воздействия государства в условиях инновационной экономики требует решения ряда теоретико-методологических проблем. 

Первая проблема заключается в конкретизации цели регулирующего воздействия государства в процессе формирования системы социально-экономических отношений, обеспечивающих эффективное развитие и функционирование креативного класса. 

Исследования позволили сформулировать цель и содержание регулирующего воздействия государства на процессы трансформации социально-экономических отношений, обеспечивающих эффективное формирование, развитие и функционирование креативного класса в инновационной экономике. 

Социально-экономическая политика государства должна содействовать: усилению роли государства в процессах формирования всей системы социально-экономических отношений, обеспечению прогрессивного развития общества в условиях инновационной экономики. 

Это означает, что взамен либеральной позиции в процессе рыночной трансформации социально-экономических отношений государство должно взять на себя функции управления этими процессами — планирования, контроля, координации и оценки реализации этой политики. 

Вторая теоретико-методологическая проблема состоит в выявлении и обосновании особенностей системы государственного регулирования социально-экономическими отношениями в условиях инновационной экономики; в определении границ регулирующего вмешательства государства на процессы трансформации социально-экономических отношений. Критерием оптимальности такого вмешательства, по всей видимости, должна являться обоснованность ее масштабов и прежде всего выработки такой системы мер, которая бы обеспечивала создание объективных предпосылок для эффективного развития и функционирования креативного класса, способного обеспечить технический, технологический и социально-экономический прогресс в условиях инновационной экономики. Такие границы должны определяться исходя из общенациональных интересов развития постиндустриального общества и обеспечения условий национальной экономической безопасности. 

Современной наукой разработаны различные концепции и классификации регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы в обществе.  

Одни авторы предлагают классификацию экономических систем общества по степени воздействия государства на развитие экономики. В соответствии с этой классификацией выделяется централизованно-управляемая экономика и меновая экономика. Первая характеризуется тем, что экономическая жизнь общества регулируется планами, исходя из единого центра. Его исследования показывают, что система централизованной управляемой экономики существует в двух формах: как простая централизованно-управляемая экономика (обособленная) или как централизованно-административная экономика.[1]  

Другие авторы выделяют три основных типа регулирующего воздействия государства на развитие экономики: централизованный государственный монополизм; экономический либерализм и смешанный тип, в основе которого лежит сочетание рыночных и государственных регуляторов. 

В соответствии с данной классификацией экономическому либерализму свойственно слабое вмешательство и влияние государства на развитие экономики. Частное предпринимательство в народном хозяйстве практически не ограничивается. Цены устанавливаются на основе свободного спроса и предложения. Вместе с тем, в этой системе, как правило, рыночная координация не обеспечивает высокой эффективности использования всех видов ресурсов. И, как следствие, наблюдается резкая социальная дифференциация, возникает социальная напряженность. Этот тип государственного вмешательства в экономику отмечался на стадиях развития рыночной экономики периода раннего капитализма. 

Централизованный государственный монополизм проявляется прежде всего в отсутствии механизма экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе производства, распределения, обмена и потребления и характеризуется всеобъемлющем директивном управлении экономикой. Ему присуще наличие бюрократических ограничений в процессе экономической деятельности, отсутствие конкуренции и частной инициативы, стабильные и деформированные цены, искусственно созданные производственные и экономические связи между отраслями и предприятиями. 

Смешанный тип государственного вмешательства в экономику характерен для многих стран с современным рыночным хозяйством. Здесь рыночный механизм саморегулирования сочетается с ограниченной системой государственного воздействия. Свободное рыночное предпринимательство и конкуренция осуществляются в рамках государственной регламентации. В качестве экономических инструментов выступают регулируемые государством системы ценообразования, налогообложения, страхования и др. [1; 3; 6] 

Изучение тенденций влияния либеральных рыночных преобразований на состояние социально-экономических отношений позволило выявить основные этапы и соответствующие им типы регулирующего воздействия государства на развитие креативного класса и инновационной экономики в целом. (Схема 1). 

Схема 1 

Трансформация типов регулирующего воздействия государства на базовые социально-экономические отношения, лежащие в основе формирования и развития эффективного креативного класса общества 1 

№ п/п 

Этапы трансформации типов регулирующего воздействия государства на систему базовых социально-экономических отношений 

Типы регулирующего воздействия государства  

1.

Централизованная плановая административно-командная (директивная) экономика 

Централизованный государственный монополизм в управлении новационно-технологическими, новационно-образовательными, социально-трудовыми отношениями, отношениями собственности. 

Государство монопольно регулирует систему базовых социально-экономических отношений, стабильно обеспечивает и поддерживает процесс внедрения достижений науки и передовой практики, достижений научно-технического прогресса в общественное производство (государственное финансирование фундаментальных и прикладных научно-исследовательских разработок; бесплатное образование; подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров осуществляется в основном за счет государственного финансирования); уровень жизни населения и прежде всего представителей науки и научно-технической интеллигенции поддерживается за счет стабильных розничных цен на основные продукты питания, дотаций государства на эти виды продуктов, а также основные социально значимые непродовольственные товары; расходы на приобретение и оплату жилья, коммунальные, медицинские, социально-оздоровительные и образовательные услуги покрываются в основном за счет общественных фондов потребления; стабильные цены расходы на транспортные услуги в результате дотации государства 

2.

Гибридная модель экономики, сочетающая, административно-командные и рыночные механизмы хозяйствования 

Деформированно-централизованный либерализм регулирования новационно-технологическими, новационно-образовательными, социально-трудовыми отношениями, отношениями собственности. 

Государство теряет монополию управляемости системой базовых социально-экономических отношений (не поддерживает всеобщий минимальный прожиточный минимум, нерегулярно и не в полном размере выплачиваются зарплаты, пенсии, стипендии, пособия и др.; услуги социальной сферы (образование, медицинское обслуживание и др.) частично становятся платными; появляется рыночное предпринимательство в научно-образовательной и социальной сферах 

3. 

Свободная (либеральная) рыночная экономика

Государственный либерализм в регулировании новационно-технологических, новационно-образовательных, социально-трудовых отношений, отношений собственности.

Государство утратило управляемость, слабо влияет на процессы регулирования базовых социально-экономических отношений (практически не поддерживается минимальный прожиточный минимум; зарплаты, пенсии, стипендии, пособия не выплачиваются в течение многих месяцев; услуги в социальной сфере – образование, медицинское обслуживание и др.; даже в государственных (бюджетных) организациях осуществляются подавляющем большинстве случаев за плату; практически свернуто государственное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований; отсутствуют эффективные механизмы и инфраструктура внедрения достижений научно-технического прогресса в производство; свернуты государственные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по стратегически важным направлениям развития и внедрения достижений научно-технического прогресса.

4.

Социально ориентированная инновационная экономика

Государственное регулирование новационно-технологическими, новационно-образовательными, социально-трудовыми отношениями, отношениями собственности.

Государство обеспечивает минимальный прожиточный минимум, координирует и реализует в обществе распределение доходов и имущество, осуществляет дополнительные социальные расходы, регулирует порядок в сфере труда и социальных отношений, регулирует рынок труда, систему социального страхования и социальной помощи, помогает в получении образования и медицинской помощи и др.; создает объективные предпосылки для развития фундаментальных и прикладных исследований, повышения образовательного уровня, интеллектуального и творческого потенциала работников, развития и процветания креативного класса общества как ведущего производительного класса инновационной экономики.

Исследования показали, что в условиях перехода от административно-распределительной к рыночной в том числе и инновационной экономике существует закономерность, в соответствии с которой наряду с уменьшением влияния государства в экономической и производственной сферах должна все более возрастать его роль в регулировании новационно-технологическими, новационно-образовательными, социально-трудовыми отношениями и отношениями собственности на принципиально иной качественной основе.

Объективность развития подобной тенденции обусловлена, как минимум, двумя основными обстоятельствами. Во-первых, в условиях перехода от либеральной рыночной экономики к инновационной экономике постиндустриального общества лишь общество в лице государства способно быстро и адекватно учитывать и реализовать интересы социально-экономического развития общества по пути прогресса; во-вторых, кроме государства некому сформировать эффективные механизмы управления в масштабах общества развитием науки, образования, определения и реализации в общественном производстве перспективных, но затратных наукоемких производств. В результате возрастает регулирующая роль государства системой базовых социально-экономических отношений, лежащих в основе формирования и развития эффективного креативного класса и инновационной экономики в целом.

Вместе с тем в условиях социально ориентированной инновационной экономики одинаково опасны как чрезмерная либерализация, так и практика сверхмонополизации государственного вмешательства в регулирование базовыми социально-экономическими отношениями. Обобщение мирового опыта свидетельствует, что в системе регулирования новационно-технологическими, новационно-образовательными, производственно-экономическими, социально-трудовыми отношениями, отношениями собственности должны действовать как государственные, так и частные и общественные механизмы, которые дали бы человеку не только шанс на выбор, но и возможности получить в максимальной степени то, что ему необходимо. Однако этот процесс должен быть контролируемым со стороны государства.

Формирование системы социально-экономических отношений, способных обеспечить эффективное формирование, развитие и функционирование ведущего производительного класса потребует существенной корректировки принципиальных основ социально-экономической политики государства, разработки и реализации программ, дальнейшего реформирования всей системы социально-экономических отношений – новационно-технологических, новационно-образовательных, социально-трудовых отношений, отношений собственности и др.

Третья проблема состоит в определении сроков и этапов реформирования системы социально-экономических отношений, обеспечивающих формирование и развитие эффективного креативного класса.

Изучение опыта создания цивилизованной системы социально-экономических отношений в различных странах мира свидетельствует о том, что такая работа должна осуществляться по определенным этапам по мере созревания объективных предпосылок.

В этой связи нами предложена и раскрыта схема поэтапного реформирования системы базовых социально-экономических отношений, определяющих эффективное развитие креативного класса инновационной экономики на основе регулирующего воздействия государства с учетом сложившейся в обществе политической, экономической и социальной ситуации.

Исследования показали, что обоснование концепции формирования эффективной системы базовых социально-экономических отношений становления и развития креативного класса как главного фактора развития инновационной экономики в постиндустриальном обществе должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

I. Через радикальную смену курса социально-экономической политики в сфере таких базовых социально-экономических отношений - новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических, социально-трудовых отношений и отношений собственности.

II. Путем переориентации от либеральных механизмов регулирования базовых социально-экономических отношений, преобладавших на этапе переходной экономики рыночной ориентации, к сочетанию регулирующего воздействия на социально-экономические отношения со стороны государства с общественной самоактивностью.

III. Через гуманизацию и культурный капитал общества, способствующих созданию условий для эффективного воспроизводства креативного класса и развитие инновационной экономики с учетом специфических особенностей общества.

IV. Путем соответствующих изменений правовых, экономических и социальных механизмов регулирования социально-экономических отношений, обеспечивающих всестороннее развитие представителей креативного класса как главной движущей силы функционирования инновационной экономики в постиндустриальном обществе.

V. На основе совершенствования работы по подбору, расстановке, профессиональной подготовки и переподготовке, а также повышению квалификации кадров как основного направления формирования эффективного креативного класса, адекватного уровню развития производительных сил общества.

Предлагаемая концепция механизма регулирования базовых социально-экономических отношений, обеспечивающих развитие креативного класса и всей инновационной экономики в целом, должна базироваться на таком управлении, в процессе которого последовательно осуществляется ранжирование стратегических и тактических задач по степени их важности, срочности и возможности решения. В этой связи нами предложена, уточнена и раскрыта принципиальная логическая схема поэтапного реформирования системы базовых социально-экономических отношений (отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений), определяющих формирование и развитие ведущего производительного класса постиндустриального общества – креативного класса – применительно к особенностям развития экономики Российской Федерации. В основу разработки этой схемы положены комплексы мер с учетом их ранжирования по степени значимости в процессе стабилизации и дальнейшего обеспечения устойчивого и динамичного развития креативного класса в постиндустриальном обществе. (Схема 2).

Реализация данной схемы на практике позволит обществу выйти из состояния системного кризиса базовых социально-экономических отношений, сдерживающих и сковывающих эффективное развитие креативного класса, адекватного потребностям развития эффективной инновационной экономики.

Схема 2

Этапы реформирования системы базовых социально-экономических отношений развития креативного класса в инновационной экономике РФ2

Этапы

Цели

Мероприятия

1.

Первоочередные задачи

Остановить нарастание кризиса в системе базовых социально-экономических отношений и прежде всего отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений.

Остановить деградацию и стабилизировать базовые социально-экономические отношения в сфере поддержки и развития креативного класса общества

Восстановить управляемость базовыми социально-экономическими отношениями, определяющих формирование и эффективное развитие производительных классов общества

Концентрация организационно-экономических мероприятий на ликвидации кризисных явлений в систем базовых социально-экономических отношений;

восстановление управляемости со стороны государства процессами регулирования в сферах финансирования фундаментальных и прикладных исследований; механизмов эффективного внедрения в общественное производство достижений научно-технического прогресса и передовой практики; оплаты труда, решения социальных вопросов (расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, медицинских, санитарно-оздоровительных, образовательных и транспортных услуг); формирование научно-образовательной, производственной и социальной инфраструктуры и механизмов инновационного развития экономики;

сохранение кадрового потенциала представителей креативного класса и инфраструктуры их поддержки и развития.

Приоритетные усовершенствования научно-технической, научно-образовательной, материально-технической и финансовой политики в сфере поддержки и развития креативного класса общества

II. Среднесрочные задачи

Осуществить структурную перестройку и расширение сферы влияния и деятельности государства, сформировать основу механизма и инфраструктуры его регулирующего воздействия на процессы становления и развития креативного класса в целях дальнейшего осуществления инновационного экономического развития.

Завершение создания механизма и инфраструктуры регулирующего воздействия государства на формирование цивилизованных базовых социально-экономических отношений, обеспечивающих становление и развитие креативного класса как ведущего производительного класса инновационной экономики.

Развитие и структурная перестройка организаций и предприятий, обеспечивающих проведение перспективных научных исследований по приоритетному направлению научно-технического прогресса, внедрение достижений научно-технического прогресса в общественное производство.

Научно обоснованная разработка программ и проектов воздействия государства на процессы формирования высокоэффективного креативного класса.

Укрепление кадрового потенциала представителей креативного класса.

Осуществление реального выполнения программ по развитию и поддержке креативного класса, созданию высокоэффективной социально ориентированной инновационной экономики.

III.

Долгосрочные задачи.

Завершить этап создания эффективной системы базовых социально-экономических отношений, обеспечивающих всестороннее развитие представителей креативного класса; создать все необходимые условия и предпосылки по их эффективной мотивации, социальной поддержке и защите.

Создать эффективную систему мотивации труда, как представителей ведущего производительного класса постиндустриального общества – креативного класса, так и всех других производительных классов общества

Завершение формирования, дальнейшее развитие, совершенствование, а также обеспечение эффективного функционирования механизмов

и инфраструктуры, обеспечивающих всестороннее развитие и совершенствование работников креативного и других производительных классов общества.

Дальнейшая разработка и совершенствование научно обоснованных программ и проектов развития ведущего производительного класса общества -

креативного класса, адекватного потребностям и задачам общества по построению цивилизованной социально ориентированной инновационной экономики.

Обеспечение эффективного функционирования и дальнейшее совершенствование системы мотивационной активности представителей креативного класса, обеспечивающей их гармоничное развитие на основах принципов гуманизации и формирования и раскрытия культурного потенциала.

Совершенствование системы освоения достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высоких темпов экономического роста и высокого уровня социальной стабильности общества.

Политика государства в сфере совершенствования социально-экономических отношений, адекватных развитию инновационной экономики постиндустриального общества и прежде всего отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений должна основываться на научно обоснованных принципах.

Методологические и методические основы разработки такой политики государства предполагает прежде всего обоснование исходных методических принципов осуществления цивилизованных преобразований всей системы базовых социально-экономических отношений – отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений, - определения преимуществ и недостатков сложившейся системы этих типов социально-экономических отношений на современном этапе развития общества на базе анализа и оценки их эффективности.

В процессе исследования нами уточнены и дополнены основные исходные методические принципы формирования и осуществления государственной политики в сфере совершенствования системы базовых социально-экономических отношений и прежде всего отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений.

Такими принципами являются:

- принцип регулирующего воздействия государства на процессы трансформации базовых социально-экономических отношений в целях цивилизованного социально-экономического развития общества на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

- принцип сочетания индикативности и директивности в регулировании системой базовых социально-экономических отношений;

- принцип единства социальных, экономических и политических целей. Суть этого принципа состоит в том, что меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на прогматическое решение экономических проблем, связанных с созданием высокоинтеллектуального креативного класса, способного обеспечить прорыв в разработке и практической реализации основных направлений научно-технического прогресса в постиндустриальном обществе, но и принимать во внимание социальные и национальные особенности;

- принцип выработки правового и экономического механизмов реализации всей системы социально-экономических отношений, обеспечивающих развитие постиндустриального общества по инновационному пути развития;

- принцип свободы выбора сфер деятельности и творчества представителей креативного класса;

- принцип обеспечения расширенного воспроизводства креативного класса в инновационной экономике постиндустриального общества;

- принцип программного регулирования совершенствования базовых отношений – отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений; программное регулирование позволит предупредить и смягчить возможные негативные последствия антисоциальных тенденций в развитии инновационной экономики, а также позволит обеспечить согласование и баланс интересов, механизмов инструментов регулирующего воздействия государства;

- принцип эффективности функционирования системы базовых социально-экономических отношений – отношений собственности, новационно-технологических, новационно-образовательных, производственно-экономических и социально-трудовых отношений с учетом всех форм проявления эффективности – функциональной, экономической, социальной, экологической, инновационной.[4]

Принципы государственного регулирования базовых социально-экономических отношений должны найти свою реализацию через конкретные инструменты и методы, разработка которых является важнейшей составляющей процесса совершенствования организационно-экономического механизма развития инновационной экономики РФ по пути социального и экономического прогресса.

Мировой опыт показывает, что регулирующее воздействие государства в процессе совершенствования социально-экономических отношений осуществляется системой взаимосвязанных правовых, экономических, административных и информационных методов.

Правовые методы регулирования являются определяющими, их применение базируется на использовании действующих федеральных и региональных законодательных и нормативных актах.

Правовые методы регулирующего воздействия государства реализуются посредством использования действующих законодательных и нормативных актов.

Такие методы призваны создавать все необходимые предпосылки для удовлетворения разумных интересов и потребностей всех субъектов социально-экономических отношений: представителей креативного класса, других производительных классов общества, правящих элит, работников, работодателей, государства.

Экономические методы регулирующего воздействия государства реализуются через механизмы определения и уплаты налогов, выплаты субсидий и дотаций, арендной платы, выплаты дивидендов; использования системы материальных санкций за нарушение действующих правовых положений; предоставление бюджетного финансирования и льготных кредитов.

Административные направлены на осуществление контроля над соблюдением правовых норм и экономического механизма социально-экономических отношений, а также применение санкций к собственникам предприятий, работодателям, организациям, физическим лицам и наемным работникам, нарушающим их.

Информационные методы регулирующего воздействия государства основаны на сборе, обработке, изучении, выдаче и продаже информации о субъектах и объектах социально-экономических отношений с привлечением средств массовой информации, изданием информационных бюллетеней, рекламы, PR-кампаний.

Поэтапное реформирование системы социально-экономических отношений должно осуществляться на основе регулирующей функции государства при разумном, сбалансированном и взаимно дополняющем использовании всех современных методов регулирования социально-экономических отношений на этапе становления инновационной экономики – правовых, экономических, административных, информационных.

Список использованной литературы

  1. Киселев С.В. Государственное регулирование в переходный период.- М., 1994.
  2. Руднев В.Д. Россия на острие социально-экономических проблем. - ИВЦ "Маркетинг", 2006. - 246 с.
  3. Савина М.В. Знание как экономическое благо и сущность экономики знаний.-Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 17-летию Российского государственного социального университета «Социально-экономические проблемы повышения эффективности воспроизводства и управления интеллектуальным капиталом».- М., 2009.-8 с.
  4. Савина М.В. Трансформация классовой структуры в постиндустриальном обществе и потенциальные угрозы национальной экономической безопасности//Вестник Академии экономической безопасности МВД.- М., 2008.-12 с.
  5. Савина М.В. Управление персоналом. Задания для самостоятельной работы студентов.-М.: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2008.-19 с.
  6. Собственность в системе социально-экономических отношений: теоретико-методологические и институциональные аспекты: Монография / Под ред. чл.-корр. РАН В.И. Жукова. - М.: РГСУ, 2005 - 405 с.

The list of the used literature

1. Kiselyov S.V. State regulation in a transition period. - М, 1994.

2. Rudnev V. D. Russia on an edge of social and economic problems. - data-processing centre "Marketing", 2006. - 246 with.

3. Savina M.V. Znanie as the economic blessing and essence of economy znanij.-materials of the International scientifically-practical conference devoted to the 17 anniversary of the Russian state social university «Social and economic problems of increase of efficiency of reproduction and management of the intellectual capital». М, 2009.-8 with.

4. Savina M.V.Transformatsija of class structure in a postindustrial society and potential threats of national economic safety//the Bulletin of Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs. - М, 2008.-12 with.

5. Savina M.V.Upravlenie personalom. Tasks for independent work as studentov. th.: the international university of the nature, a society and the person "Dubna", 2008.-19 with.

6. The property in system of social and economic relations: teokretiko-methodological and institutional aspects: the Monography / Under the editorship of the member correspondent of the Russian Academy of Sciences V.I.Zhukov. - М: РГСУ, 2005 - 405 with.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516